Ставка на профессионалов
Но у медали есть и другая сторона. История показывает, что прогнозы, какая именно технология или платформа «выстрелит», сродни гаданию на кофейной гуще. Кроме того, даже самое эффективное инновационное решение, внедренное, когда рынок или корпорация к этому не готовы, окажется несостоятельным. Однако технология, выбранная и представленная рынку в нужный момент, может кардинально изменить не только компанию, но и в какой-то степени мировую экономическую парадигму. Как говорится, winner takes it all. Достаточно вспомнить примеры таких компаний, как Uber, Facebook или Ethereum.
Но все это компании так называемой «новой» экономики. Применение инноваций в традиционных, устоявшихся отраслях, где во главе угла стоит дисциплина, а любая неточность в эксплуатации дорогостоящего оборудования может привести к значительным потерям, имеет свою специфику. Внедрение той или иной технологии иногда занимает годы — это во многом объясняется культурными барьерами, в частности, боязнью брать на себя риски и экспериментировать. И работа с инновациями действительно сопряжена с рисками. Относиться к инструментам диджитализации как к панацее, бездумно используя решения, которые появляются на рынке, мягко говоря, неэффективно. Поэтому важно разработать в рамках компании комплексную систему, которая поощряет инициативу и эксперименты и в то же время управляет рисками. Единственный разумный способ снизить вероятность опрометчивых решений — профессиональная экспертиза, как внутренняя, так и внешняя.
Вплотную занявшись темой диджитализации в 2016 году, в начале 2017-го мы в «Северстали» ввели должность директора по развитию цифровых технологий и наняли профессионала, который собрал одну из самых сильных в российской промышленности диджитал-команд. Также мы работаем с крупнейшими российскими и международными провайдерами. Мы только в начале пути, но уже видим первые результаты.
Основа диджитал-технологий — данные, или «большие данные». Хотя специалисты уже считают этот термин устаревшим, сегодня любой человек генерирует столько информации, что ее можно считать большими данными. Что уж говорить о крупном металлургическом производстве — на нашем оборудовании десятки тысяч датчиков. Это огромное количество информации, но сейчас мы используем лишь около 5%. В 2017 году мы создали крупнейшее в российской индустрии хранилище данных Data Lake. Петабайты информации, которая раньше терялась — совокупный размер хранилища только на собственных серверах составляет 2Птб, также мы планируем использовать облачные сервера. Теперь для реализации проектов в области глубокой аналитики данных, машинного обучения и искусственного интеллекта мы сможем обрабатывать и использовать до 50% всей информации, собираемой с помощью интернета вещей. И такие проекты уже реализуются. На финальных стадиях разработки семь моделей и проектов с использованием больших данных — в таких областях, как предиктивный ремонт, оптимизация расходов сырья, оценка качества и предотвращение дефектов.
К примеру, мы запустили в промышленную эксплуатацию предиктивную модель, позволяющую избегать отказов на стане горячей прокатки и, соответственно, значительно сократить затраты от его простоев. С помощью модели анализируется поток данных с датчиков температуры, расположенных на стане, и на их основе формируется прогноз температурного режима на ближайший промежуток времени. Если показатели отклоняются от нормы, оператор получает соответствующее оповещение. Горизонта прогнозирования отказа достаточно, чтобы принять необходимые меры и предотвратить незапланированную остановку стана.
Только от семи реализуемых проектов мы ожидаем эффекта в размере около 300 млн рублей в год. А если таких моделей будут десятки, сотни… Это огромный потенциал!
Впрочем, мы сегодня находимся в самом начале пути. Надо признать, что процесс диджитал-трансформации компании идет достаточно медленно и не всегда гладко. Вставая на этот путь, нужно быть готовым к неудачам. Природа Индустрии 4.0 предполагает инновационные подходы и эксперименты, а когда имеешь дело с чем-то новым, ошибки неизбежны. На этапе прототипирования неудачными признаются до девяти моделей из десяти. А эффект от внедрения даже самых удачных моделей измеряется в процентах, а не в разах.
Ну и, пожалуй, главный для нас сдерживающий фактор на пути к реализации стратегии диджитал-трансформации — сложившаяся культура людей. Наши сотрудники привыкли сопротивляться изменениям. Их можно понять: всегда проще плыть по течению, решать задачи дедовскими методами и жаловаться на неэффективность процессов. Но потенциал инновационных проектов можно реализовать, только изменив культуру людей и их отношение к переменам. И нам еще предстоит это сделать. Культурная трансформация — очень долгий и непростой процесс. Мы давно занимаемся этой темой, прикладываем значительные усилия, вкладываем ресурсы, но сказать, что сегодня мы довольны результатами, к сожалению, пока нельзя. Тем не менее мы готовы делиться своим опытом и теми инструментами, которые на самом деле работают.
Коллектив эпохи «цифры»
Как ни парадоксально это звучит, но для четвертой промышленной революции важны не роботы, не цифровые технологии, не большие данные, а в первую очередь — люди. Люди, которые будут работать со всем перечисленным.
Любые изменения совершаются или блокируются людьми, поэтому важно их вовлечь и заинтересовать. После первой промышленной революции в начале XIX века в Англии возникло движение «луддитов», боровшихся против внедрения машин, вытеснявших труд человека. Сейчас вопрос о сопротивлении не стоит, но и просто пассивная позиция сотрудников по отношению к спускаемым сверху инициативам, недоверие к новым технологиям — тоже своеобразный луддизм.
В наше время от людей требуется не просто получение новых навыков, умений, знаний, но и проактивная позиция в совершенствовании производственных процессов. Ключевую роль здесь играет культура людей — постоянный «внутренний огонь», который заставляет развиваться.
Так как же научить людей: а) не сопротивляться изменениям, которые должны происходить в компании постоянно; б) выступать с инициативой, предлагать идеи и участвовать в их внедрении?
Во-первых, важно, чтобы руководители и лидеры коллективов личным примером показывали, каким должен быть сотрудник современной компании, постоянно развивались сами и ставили перед людьми амбициозные задачи, которые невозможно решить традиционными методами. При этом цели должны быть реалистичными, иначе вы добьетесь обратного эффекта — люди будут демотивированы.
Во-вторых, в рамках компании необходимо создать экосистему, стимулирующую поиск и обмен идеями. Сотрудникам нужно дать инструменты, которые помогут им легко, без бюрократии и излишней субординации выступить с инициативой, экспериментировать.
В «Северстали» мы строим такую экосистему. Она включает мониторинг и понимание трендов, возникающих на рынке, глубокое их изучение и адаптацию к потребностям компании, взаимодействие с университетами, промышленными компаниями, научным сообществом. В процессе участвуют сотрудники на всех уровнях — в рамках кросс-функциональных команд, площадок для дискуссий. Например, сейчас мы разворачиваем масштабный проект «Инновации "Северстали"». Говоря простым языком, его задача — мобилизовать все ресурсы для поиска и реализации инновационных идей в компании. Проект состоит из четырех блоков: «Процессные инновации», «Продуктовые инновации», «Инновации бизнес-модели» и «Взрывные инновации». В каждом из них уже есть реально работающие инициативы, которые приносят компании деньги. Только в категории «металл с покрытием» в блоке «Продуктовые инновации» сотрудники предложили около 300 идей, из которых после тщательной приоритизации и проработки мы выбрали для реализации семь самых перспективных концепций.
Еще один проект, предполагающий agile-подход, — «Экспертная сеть». Для решения конкретной проблемы создается сообщество специалистов из разных подразделений и предприятий. Они ежедневно общаются в мессенджерах, выезжают на предприятия, встречаются с их руководителями, что позволяет глубоко изучить вопрос. Сейчас в роли экспертов выступает почти тысяча сотрудников компании, за год мы реализовали более 230 предложений.
Современные организационные структуры должны стать более плоскими. Тогда вся информация, необходимая для принятия решения, будет аккумулироваться там, где она выполняется, а координацией займутся цифровые сервисы. К сожалению, Россия из-за своей исторической траектории привыкла жить в условиях жесткой иерархии, и горизонтальные структуры потребуют сдвига в менталитете людей. Однако дорогу осилит идущий. Мы в «Северстали» существенно упростили оргструктуру — уменьшили количество уровней управления в вертикали от генерального директора до рабочего с девяти до пяти. Но чувствуем, что этого недостаточно, поэтому будем и дальше работать над сокращением корпоративной вертикали.
Изучение лучших практик и инструментов Индустрии 4.0, разработка стратегии диджитал-трансформации компании, внедрение необходимых систем и платформ — все это требует времени и ресурсов. Но гораздо сложнее и важнее сформировать корпоративную культуру, в которой сотрудники несут персональную ответственность за качество работы и в то же время не боятся выступить с инициативой, не препятствуют изменениям, а приветствуют их и участвуют в их реализации. Это процесс небыстрый и трудоемкий, особенно в огромном коллективе — в «Северстали» работает около 50 тыс. человек, а во всех активах, входящих в «Севергрупп» — более 80 тыс. Но нам кажется, что компании это удается.
Впрочем, изменения в ментальности людей происходят и независимо от корпоративных процессов — этого требует развитие самого общества.