Олег Сковородников
Генеральный директор агентства цифровой трансформации DT Consulting
Наступившая цифровая эра не оставляет для бизнеса возможности игнорировать новые цифровые тренды. Digital or die. Этим всё сказано. Дальше возникают разные по скорости, масштабу и глубине варианты внедрения цифры в традиционный бизнес. В настоящее время нет чётких, общепринятых определений терминов цифровизация и цифровая трансформация. Но это разные явления и крайне важно понимать их отличия.

Цифровизация это любое внедрение цифровых технологий. Глубина и масштаб внедрения могут быть разными, но в целом, и это самое важное, цифровизация позволит вам увеличить эффективность бизнеса на несколько процентов. Возможна это экономия огромных денег. Но цифровизация не позволит создать отрыв от конкурентов. Вы останетесь с традиционным продуктом, традиционным процессом производства и сбытом. Везде будет больше цифры и больше эффективности, но не кардинально больше, чем у конкурентов.

Цифровая трансформация это очень глубокое и масштабное внедрение digital в традиционный бизнес. В результате возникает отрыв от конкурентов. Вы эффективнее в несколько раз. Ваш продукт нельзя сравнить с обычным, он гораздо интереснее для потребителя. Ваше производство и сбыт в несколько раз эффективнее. Как правило, цифровая трансформация сопровождается разработкой цифровой платформы, которая обеспечивает ваше взаимодействие с цифровым миром.
Цифровизация или цифровая трансформация - что выгоднее для бизнеса?
Наиболее активно цифра заходит в стройиндустрию через проектирование. Новый формат проекта дома это BIM-модель (building information model). Модель трёхмерна, на неё нанесены все коммуникации. Проект можно видеть удобно, во всех разрезах и масштабах: на компьютере в офисе, на планшете на стройке, в шлеме виртуальной реальности на презентации, в очках дополненной реальности, сравнивая реальные стены с чертежом. Очень удобно и эффективно. Строительные компании активно внедряют эту технологию. Для них это цифровизация – отказавшись от плоских чертежей они быстрее строят и делают меньше ошибок. Меньше на 5%, возможно на 10%, но не на 50%. Для проектировщиков BIM модели напротив, это цифровая трансформация. Поскольку трёхмерная модель как продукт кардинально лучше плоского чертежа и создание модели со всеми коммуникациями и расчётами намного быстрее, чем традиционное плоское проектирование. Хорошим вариантом цифровой трансформации стройиндустрии могут стать строительные принтеры, когда дом печатает робот. Соревнование обычных строителей с роботом лишено смысла. Робот быстрее. На конвейерах автоконцернов это уже давно свершившийся факт. На стройке пока нет. Ждём.
Кейс N1 СТРОИТЕЛЬСТВО
Сегодня без азотных удобрений не получить хороший урожай. Но удобрения нужно правильно внести в почву. Цифра позволяет разметить поле, собрать прямо с почвы данные о её кислотности через датчики интернет вещей, рассчитать оптимальное количество удобрений и главное – распылить их с помощью агродрона. Производитель удобрений, который добавит к своему продукту (удобрениям) цифровой механизм их внесения в почву обеспечит себе огромное преимущество перед конкурентами и ещё дополнительно заработает на самом процессе контроля и внесения удобрений в почву (exact farming). Это цифровая трансформация. Новый продукт с кардинальным отрывом от конкурентов. Но это не единственный путь в цифровой мир. Можно действовать менее революционно. Сделать диагностику цифровой зрелости процесса производства удобрений, найти процессы, где можно внедрить цифру и повысить эффективность. Например, снизить энергопотребление на 10%. Отличный результат. Но достижимый для конкурентов.
Кейс N2 ПРОИЗВОДСТВО УДОБРЕНИЙ
Все автопроизводители обязаны проводить краштесты автомобилей. Иногда для получения необходимых параметров конструкции кузова необходимо разбить десятки реальных машин. Использование цифрового двойника позволяет значительно уменьшить количество натурных испытаний. Можно бить не реальный автомобиль, а его цифровую копию, и только финальное испытание делать на машине с конвейера. Очевидно, это экономит средства, и главное – время испытаний. Для автоконцерна это цифровизация. Для компании, которая специализируется на краштестах это цифровая трансформация. Конкурент без цифровых двойников истратит на испытания намного больше денег и времени. Цифровая трансформация для автомобилестроения это конечно беспилотные автомобили. За этот приз идёт большая битва. Кто-то выиграет.
Кейс N3 АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ
У любого крупного банка есть коллцентр. Не надо долго гадать, чтобы предсказать массовое применение распознавания речи и искусственного интеллекта в коммуникации банка с клиентами. Для банка это цифровизация. Он сократит половину операторов, заменив роботами общение по простым вопросам. Но этого мало для победы над другими банками. Для поставщика услуг коллцентра продукт, основанный на искусственном интеллекте это цифровая трансформация, обычный коллцентр не сможет с ним конкурировать. Большие надежды на цифровую трансформацию всей финансовой отрасли подавал блокчейн. Пока революция децентрализации не произошла. Но первые банки на блокчейне уже есть. Посмотрим, как они будут развиваться.
Кейс N4 БАНКИ
Радикальная цифровизация больницы это использование роботов-хирургов. Они уже сделали более 200 000 операций, но не в автономном режиме, а под управлением удалённого настоящего хирурга, который управляет руками робота. Больницы с роботами-хирургами конечно производят впечатление. Они успешнее традиционных конкурентов, но не кардинально. Робот умеет пока делать далеко не все операции и далеко не всем пациентам. Когда робот будет сам делать большинство врачебных манипуляций, это можно будет назвать цифровой трансформацией клиники. В ней программистов будет больше чем врачей.

В качестве итога:

Для того, чтобы понять какая стратегия цифровой трансформации оптимальна для вашего бизнеса, нужно внимательно отслеживать цифровые тренды, действия конкурентов, организовывать скаутинг стартапов и технологических решений в вашей отрасли. Цифру надо внедрять, альтернативы нет. Но план этой работы должен быть основан на понимании цифрового окружения и готовности постоянно корректировать этот план по мере поступления информации о новых, всё более впечатляющих цифровых технологиях.
Кейс N5 МЕДИЦИНА