Захват реальности по цене плотного обеда
Строительная отрасль занимает второе место в мире по величине после сельского хозяйства, ее объем — $8 трлн в год. Однако она исключительно неэффективна. Согласно исследованиям McKinsey, коммерческие строительные проекты зачастую превышают бюджет на 80%, а сроки — на 20 месяцев!
На бумаге и на компьютере все выглядит отлично. Но в реальности, в суете и грязи стройплощадки, все иначе. В этом зазоре между планами и действительностью пропадает примерно три из восьми триллионов долларов — они теряются в потоке перерасчетов, переделок и отступлений от графика.
Дроны могли бы ликвидировать этот зазор. Тот, что жужжит у меня за окном, облетая стройплощадку, делает снимки высокопроизводительной камерой, установленной на гиростабилизаторе. Он получает обычные фотографии (хоть и с высоким разрешением) и отправляет их в облако — затем с помощью специальных приемов фотограмметрии снимки превращаются в фотореалистичные двух- и трехмерные модели. (Google делает то же самое для своих карт — только фотографии там менее качественные и более старые. Чтобы убедиться в этом, переключитесь в Google Maps в режим 3D.) Данные с беспилотников оказываются у руководителя стройки уже в начале рабочего дня. По сути, это подробный план площадки, который можно почти до бесконечности увеличивать и рассматривать под любым углом, словно в видеоигре или в виртуальной реальности. На снимки накладываются чертежи, позволяя сравнить, «как спроектировано» и «как построено». За счет эффекта дополненной реальности это сопоставление способно снижать издержки на тысячи долларов в день на каждой стройплощадке — и на миллиарды в целом по отрасли. Поэтому начальник стройки отслеживает ход работ ежедневно.
Везде, где умозрительный план сталкивается с реальностью, неизбежны ошибки, изменения и сюрпризы. Но их можно свести к минимуму, если вовремя заметить, исправить или обойти нестыковки, а то и скорректировать чертежи. Подобные обмеры на строительстве делаются по-разному: с помощью рулетки и бумажного плана, лазера и высокоточного GPS и даже рентгена. Однако все эти варианты требуют много времени и средств, поэтому их используют редко и точечно. Дроны же позволяют составлять подробную карту всей площадки ежедневно и всего за $25 в день.
Подняться над землей, чтобы заполнить нишу
Индустрия дронов развивается стремительно. Десять лет назад беспилотники служили военным, стоили миллионы долларов и были окутаны тайной. Но потом появились смартфоны, а с ними — целый ряд технологий: от датчиков и быстрых процессоров до камер, широкополосного беспроводного интернета и GPS. Все эти технологии дали жизнь карманным суперкомпьютерам — и за счет эффекта масштаба подешевели и стали пригодны для других отраслей. В первую очередь преобразились соседние индустрии, в том числе робототехника.
В этот момент на свет появилась масса компаний — в том числе моя. Дешевые мощные компоненты и творческий подход позволили энтузиастам и предпринимателям переосмыслить дроны: теперь мы не смотрим на них снизу вверх, а сами запускаем их в небеса. Мы больше не считаем их «самолетами без пилота» — сейчас это «смартфоны с пропеллером». Развиваясь со скоростью индустрии смартфонов, а не аэрокосмонавтики, коптеры менее чем за четыре года прошли путь от хакерского инструмента до любительской техники и недорогой игрушки, которую можно приобрести в соседнем гипермаркете. Вероятно, это самый быстрый в истории переход из ЦРУ в «Ашан». Пять лет назад беспилотники никто не хотел покупать: «это что-то военное»! Сегодня их путают с игрушками. Знаете ли вы хоть один продукт, так быстро сменивший свое предназначение?
На этом трансформация не закончится. Схлынула волна технологий, за ней — волна игрушек; на их место идет самая мощная волна. Дроны превращаются в инструмент. Рынок для летучих селфи-камер ограничен, зато для данных о физическом мире велик, как сам этот мир.
Квадрокоптеры начинают заполнять пустующую нишу между спутниками и наземными средствами фиксации, оцифровывая планету в высоком разрешении, практически в реальном времени — и очень дешево.
Траектория этой волны будет еще невероятнее, чем двух предыдущих. По мере того как законодательство и технологии будут обеспечивать безопасность их применения, дроны станут все активнее заселять небо. По некоторым оценкам, к следующему году более 100 тыс. операторов будут управлять 200 тыс. беспилотниками, выполняющими самые разные задачи.
А потом рынок приложений буквально взорвется: люди станут находить дронам все новое и новое применение. Сами беспилотники останутся по преимуществу приборами для сбора данных — однако количество приложений для них будет неуклонно расти. Например, квадрокоптеры уже используют для поиска и спасения людей, для наблюдения за дикими животными. Они способны обеспечивать беспроводной доступ к интернету (в эти технологии сейчас инвестирует Facebook) и доставлять медикаменты в разные уголки развивающихся стран. Они могут не только составлять карту урожая, но и распылять пестициды, засевать поля, распространять полезных насекомых.
Наконец, дроны станут еще выгоднее, когда избавятся не только от пилота, но и от наземного оператора. Подлинный прорыв произойдет, когда коптеры станут автономными.
Автономные, маленькие, бесчисленные
Технологии, позволяющие дронам перемещаться самостоятельно, уже существуют и быстро развиваются, переходя от простой GPS навигации к подлинному визуальному наблюдению: беспилотники начинают летать подобно живым существам. Уберите из процесса человека — и летательные средства внезапно уподобятся птицам: автономные, маленькие и бесчисленные, рожденные для неба и способные парить в нем без устали и почти без усилий. Люди до сих пор остаются в небе туристами: мы бываем там редко, ненадолго и за большие деньги. Разорвав связь между человеком и машиной, мы сумеем покорить небеса. Третье измерение — последний бастион планеты, который вот-вот падет, последнее место, которое нам осталось колонизировать (строго говоря, оно идет и ввысь, и вглубь, но океаны мы оставим нашим братьям — подводным дронам). И мы колонизируем его — но, как и в случае с космосом и морскими глубинами, с помощью роботов, а не людей.
Почему именно сейчас? По трем причинам. Во-первых, как уже говорилось, в эру смартфонов дроны стали качественными и недорогими. Например, гироскопы и другие датчики, которые сегодня упакованы в крошечные дешевые чипы в телефоне, всего десяток лет назад стоили $100 тыс. и размерами смахивали на небольшой холодильник.
Во-вторых, качественные и недорогие беспилотники стали доступны рядовому потребителю (готовому заплатить до $1000) с конкретными запросами (аэрофото- и аэровидеосъемка). В результате, чтобы не отстать от рынка, производители должны были упростить использование коптеров («нажми и запусти»). Дронам предстояло стать максимально сложными… чтобы управлять ими было максимально просто.
В-третьих, поскольку менее чем за четыре года после законодательных послаблений небо над США заполонили более миллиона беспилотников (от мини-игрушек до передовых промышленных моделей), понадобилось вмешательство госрегуляторов. Чтобы не тормозить развитие рынка и одновременно обеспечить безопасность полетов, Федеральное управление гражданской авиации приняло законы, позволяющие людям без лицензии пилота или других специальных документов использовать коптеры в коммерческих целях. Новые правила вступили в силу в августе 2016 года. Этот момент можно считать началом эры коммерческого применения дронов.