Промышленность существует сотни лет. Именно там работают компании, которые внедрили принцип постоянных улучшений и знают цену каждому проценту эффективности. Традиционными методами в промышленности уже оптимизировано всё, что можно было оптимизировать, и именно применение технологий машинного обучения и искусственного интеллекта может обеспечить следующий прорыв.
Эра искусственного интеллекта
Сегодня (внезапно!) все вдруг поняли, о чём мы говорим. То, что мы
рассказывалиещё в 2014 году, в 2016 году стало регулярно попадать в заголовки.
В январе 2016 года Всемирный экономический форум объявил главной темой на следующие несколько лет четвёртую промышленную революцию. Утверждается, что важнейшую роль в ней сыграют технологии машинного обучения и искусственный интеллект. Правительства тоже переключились на эту тему: в администрации президента США подготовили большой доклад о влиянии искусственного интеллекта на будущее экономики, а премьер-министр Великобритании Тереза Мэй объявила о новой стратегии британского правительства, где ИИ обозначен как одно из ключевых направлений.
Технологические компании одна за другой объявляют о своей приверженности искусственному интеллекту и машинному обучению. Стратегии, в основе которых лежит ИИ, формулируют и игроки в других отраслях. Пресса, вплоть до женских журналов, рисует картины светлого будущего, которое принесёт нам искусственный интеллект. Аналитики перестали прятать когнитивные сервисы внутри решений для бизнес-аналитики и стали выделять их в отдельный миллиардный рынок.
То, о чём мы одними из первых рассказывали не вполне понимающему нас рынку несколько лет назад, буквально у нас на глазах превращается в мейнстрим.
Конечно, это хорошие новости для Yandex Data Factory — мы оказались среди немногих игроков, обладающих практическим опытом применения искусственного интеллекта в традиционных отраслях. Сделанные за это время проекты, а также наши выступления на конференциях, статьи в отраслевых изданиях и прочая пропагандистская работа во второй половине 2016 года стала приносить плоды.
Начался резкий рост спроса на наши услуги. Только за IV квартал мы подписали соглашений примерно на ту же сумму, что за предыдущие три, а по итогам 2016 года сумма подписанных контрактов оказалась почти в три раза выше, чем в 2015 году.
Но, как ни странно, у этого взлёта есть и обратная сторона. Мы стремительно теряем фору. Недаром один из основателей Wired Кевин Келли заявил: «Бизнес-планы следующих 10 тысяч стартапов легко предсказать: берем X и добавляем ИИ».
Yandex Data Factory в промышленных масштабах
Для нас это означает, что ближайшие два-три года станут решающими в гонке. Будущее Yandex Data Factory напрямую зависит от того, насколько хорошо мы сможем распорядиться имеющимся у нас сейчас преимуществом.
Но одновременное присутствие повсюду означает, что нам придётся превратиться в универсальную аутсорсинговую компанию — что-то вроде индийских «фабрик кода», только в области ИИ. А это совсем не тот бизнес, который мы хотим построить.
И поэтому мы решили сосредоточиться на главном: пойти туда, где мы нащупали наибольшой потенциал, где у нас сейчас лидирующие позиции и где мы заметны на международном уровне — в ту самую промышленность, где революция уже началась на наших глазах и при нашем участии.
Рынок промышленного ИИ растёт и формируется на наших глазах. Это огромная новая история, в которой Яндекс намерен сыграть свою роль — примерно так же, как и двадцать лет назад, в эпоху зарождающегося интернета.