AR И СТРАТЕГИЯ
AR постепенно трансформирует конкуренцию. УПУ меняют структуру отраслей, раздвигая их границы, и заставляют компании принимать новые стратегические решения — от управления правами на данные и их безопасностью до расширения ассортимента и запуска смарт-систем.
Растущая экспансия AR и ее потенциал как интерфейса «человек — УПУ» ставят новые стратегические задачи. Решение зависит от условий, но задуматься о роли AR в стратегии важно каждой организации.
Вот вопросы, на которые стоит ответить компании.
1. Каковы возможности применения AR в отрасли и в какой последовательности их внедрять?Нужно оценить потенциальное влияние AR на клиентов, функции продуктов и цепочку создания стоимости.
2. Как AR усилит дифференциацию продуктов? AR открывает несколько путей к дифференциации. С ее помощью можно расширить функции продуктов, дать клиенту больше информации и повысить лояльность. Серьезными факторами дифференциации могут быть интерфейсы AR, повышающие функциональность или упрощающие использование, а также улучшающие поддержку и обслуживание, продлевающие срок эксплуатации. AR также помогает получать обратную связь.
Путь к дифференциации зависит от стратегии, конкурентов и развития технологий.
3. Где AR поможет максимально сэкономить? Как отмечалось, AR может существенно снизить расходы на обучение, обслуживание, сборку, дизайн и другие элементы цепочки создания стоимости. Можно снизить производственные затраты, сократив потребность в физическом интерфейсе.
При использовании AR для экономии важно расставить приоритеты в соответствии со стратегическим позиционированием. Компаниям со сложной продукцией стоит задуматься об удобном и недорогом интерфейсе AR, а производители потребительских товаров могут оптимизировать процессы по всей цепочке создания стоимости. В легкой промышленности и розничной торговле лучше начать с маркетинговой визуализации. На производстве будут полезны инструкции AR, сокращающие число ошибок у инженеров, рабочих и техников. Интерактивные возможности AR найдут применение во всех сферах с индивидуализацией товаров и сложными функциями контроля.
4. Надо ли компании самой заниматься дизайном и развертыванием AR — или же достаточно аутсорсинга либо партнерства? Многие стремятся нанять специалистов по разработке AR, но их пока не так много. Особенно велик спрос на профессионалов в сфере проектирования пользовательского интерфейса. Трехмерную цифровую информацию важно подать так, чтобы ее было легко понять и применить. Стоит избегать эффектной, но неэффективной AR. При создании AR важно выбрать нужные данные, поэтому в цене люди, умеющие создавать такой контент и управлять им. Еще одно ключевое умение — цифровое моделирование применительно к AR.
Со временем, вероятно, компании начнут создавать целые отделы по работе с AR (как в 1990—2000-х появлялись отделы по поддержке веб-сайтов). Они будут выстраивать инфраструктуру, которая поможет новой технологии развиваться и поддерживать контент. Сегодня многие начали накапливать опыт в сфере AR — но пока мало кто преуспел.
Где найти таких сотрудников или партнеров с нужным ПО и услугами? Некоторые компании уже относятся к талантам в сфере AR как к стратегическому активу и инвестируют в их привлечение и развитие. Но если AR не имеет решающего значения для конкурентоспособности организации, можно пойти по пути партнерства с нужными компаниями и привлекать таланты и технологии со стороны.
Чтобы создать полный набор описанных выше технологий AR, требуется много сил, времени и средств, поэтому в каждом направлении обязательно появятся специалисты. На ранних этапах внедрения AR поставщиков технологий и услуг было немного, и компании предпочитали делать все сами. Но уже сегодня есть провайдеры AR с готовыми решениями, и внутренним продуктам сложно тягаться с ними.
5. Как AR изменит взаимодействие со стейкхолдерами? AR дополняет, а порой и заменяет печатные и двухмерные цифровые коммуникации. Но AR — не просто канал связи. Это совершенно новый способ взаимодействия. Только представьте, как эта технология упрощает понимание и использование информации.
Интернет, который когда-то задумывался как средство обмена техническими документами, в итоге трансформировал бизнес, образование и общественные отношения. Вероятно, AR сделает с коммуникацией что-то подобное: изменит ее так, как мы и представить не можем. Компаниям стоит творчески подойти к использованию этого зарождающегося канала.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ AR
Приложения AR уже внедряются в продукты и цепочку создания стоимости. Их число и возможности применения будут только расти.
Каждая компания должна спланировать, как именно она будет пользоваться преимуществами AR и расширять сферу ее применения. Определяя последовательность и темпы внедрения AR, важно учитывать как технические задачи, так и необходимые организационные навыки (которые могут постоянно меняться). Вот пять вопросов, на которые хорошо бы найти ответы.
1. Какие навыки нужны разработчикам? AR может иметь разную сложность. Визуализировать продукты в разных конфигурациях или условиях, как это делают IKEA, Wayfair и AZEK, относительно просто. Потребителям нужно лишь скачать и запустить приложение AR на мобильном устройстве.
Визуализация инструкций, как в Boeing и GE, более сложна: нужно создать и поддерживать динамический трехмерный цифровой контент, а зачастую и головные дисплеи.
Интерактивные приложения особенно сложны в разработке. Здесь нужны технологии, которые пока развиты слабо (такие, как распознавание голоса и жестов), и требуется интеграция с ПО УПУ. Можно начать со статических визуализаций трехмерных моделей, но в то же время наращивать возможности, чтобы впоследствии быстро перейти к стратегически более выгодным динамическим инструкциям.
2. Как создавать цифровой контент? Любая AR требует контента. Иногда удается адаптировать к ней существующие цифровые материалы, такие как дизайн продукта. Но рано или поздно придется создавать с нуля более сложные, динамические ситуативные образы AR, что потребует от разработчиков специального опыта.
Простые случаи применения AR — например, в каталоге мебели — требуют лишь репрезентации продукта. В более сложных случаях, скажем при ремонте машин, нужны точные и проработанные цифровые образы. Их можно создать на основе моделей САПР или путем оцифровки (3D-сканирования). Самые сложные среды AR будут интегрировать потоковые данные реального времени из информационных систем, УПУ и других источников. Чтобы расширить применение AR, компаниям придется инвентаризировать трехмерные цифровые активы и инвестировать в цифровое моделирование.
3. Как приложения AR будут распознавать физическое окружение? Чтобы точно проецировать цифровую информацию на реальный мир, технологии AR должны «видеть» его. Проще всего определить местоположение устройства AR (например, с помощью GPS) и показать данные для этой точки без привязки к какому-либо объекту. Это так называемая «незарегистрированная» среда AR. Так работает, например, проекционная автомобильная навигация.
В более совершенных «зарегистрированных» средах информация привязана к конкретным объектам: устройства AR считывают маркеры, нанесенные на объект (штрихкоды или логотипы). При более продвинутом подходе объекты определяются по их очертаниям на основании сравнения с трехмерными моделями из каталога. Это позволяет, например, технику сразу определить тип оборудования и правильно провести ремонт. Технологии распознавания форм развиваются очень быстро, и компании должны научиться применять их, чтобы получить от AR максимальную отдачу.
4. Какое понадобится аппаратное обеспечение? Среды AR, рассчитанные на широкую аудиторию, обычно создаются для смартфонов, они просты и доступны. Для более сложных задач удобнее планшеты: у них больше диагональ экрана, выше мощность и лучше графика. Многие компании выдают их сотрудникам. В отдельных случаях производители встраивают в технику (самолеты и автомобили) проецируемые дисплеи. Такой подход связан с высокими затратами.
Однако чаще всего применение AR для обслуживания, производства и взаимодействия требует головных устройств, освобождающих руки. Сейчас они дороги и несовершенны, но уже скоро могут войти в обиход и реализовать потенциал AR. Microsoft, Google и Apple уже предлагают технологии AR, оптимизированные для таких устройств. Впрочем, большинству организаций следовало бы применить кросс-платформенный подход, чтобы их среды AR можно было использовать с помощью смартфонов и планшетов разных брендов — и смарт-очков, когда те станут совершеннее (см. статью «Битва смарт-очков»).
5. На чем сосредоточиться: на разработке ПО или на размещении контента? Большинство ранних разработок AR — приложения, которые загружаются на устройство вместе с цифровым контентом. При таком подходе формируется надежная высокочувствительная среда, в которой приложения могут работать офлайн. Однако любое изменение в среде AR требует переписывать приложение, а это затратно и неудобно.
Есть альтернативный вариант: коммерческое ПО для создания контента AR и размещения его в облаке (публикация контента). В этом случае среду AR можно загрузить по запросу с помощью универсального приложения на устройстве AR. Контент AR можно обновлять или расширять, не меняя само ПО. Это особенно важно, если необходимо постоянно обновлять данные. Такая модель будет набирать популярность по мере распространения машин и продуктов с поддержкой взаимодействия в реальном времени через AR. Чтобы получать от AR больше пользы, компаниям стоит задуматься о публикации контента.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Цифровая революция, породившая УПУ и взрывной рост объемов данных, повышает продуктивность и открывает возможности для всей экономики. Сегодня человека ограничивает не нехватка информации, а сложность ее осмысления и применения — иными словами, нужен новый тип интерфейса. Самым перспективным решением выглядит AR.
Стремительное развитие машинного обучения и автоматизации у многих вызывает опасения: хватит ли в будущем рабочих мест, особенно высококвалифицированным кадрам? Не станет ли человек лишним в мире роботов и искусственного интеллекта?
Однако техника уже много веков постепенно заменяет человеческий труд — но безработица в мире падает, а не растет. Технологии повышают нашу продуктивность и качество жизни, создавая при этом новые рабочие места. Многие из них связаны с продуктами и услугами, которых век назад еще не было. Цифровая революция принесет новые профессии, о которых мы пока не догадываемся.
Роль человека в будущем часто понимают неверно. У нас есть уникальные способности, которые не скоро обретут машины. Наша моторика намного тоньше, чем у роботов, поэтому мы лучше заменяем детали машин или прокладываем проводку. Даже такие простые операции, как забор крови или прополка грядок, требуют человеческой ловкости и не выполняются автоматикой. Мы легко адаптируемся к меняющимся условиям: начинаем по-новому воспринимать информацию и решать проблемы. Нам свойственны гибкость, воображение, интуиция и творческий подход, которые пока недоступны машинам.
Да, прогресс ИИ и робототехники впечатляет, но будущее не за машинами и не за людьми, а за сочетанием сильных сторон тех и других. Для этого нужен мощный интерфейс «человек — машина», устраняющий разрыв между цифровым и физическим миром. Таким интерфейсом может стать AR. Она расширяет наши возможности, предоставляя все преимущества цифровых знаний и машинных методов. Она изменит процесс обучения и позволит людям осуществлять сложнейшие операции без долгого инструктажа. AR поможет нам взять максимум от цифровой революции.