Новый тренд для производителей товаров в условиях самоизоляции — глобальное изменение спроса. 31 марта в был опубликован рейтинг аналитической компании Stackline, экспертов розничного рынка Топ-100 с самым быстро растущим и падающим спросом в электронном ритейле в США. На первом месте оказались одноразовые перчатки с ростом на 670%, второе место — хлебопечки, которые хотят приобрести на 652% больше покупателей, чем в марте 2019. Падение спроса – на чемоданы (-77%), фотоаппараты (-64%), купальники (59%), плавки (64%), часы (-49%), ланчбоксы(-50%) солнцезащитные очки и очки для зрения (43%) и многое другое.
Ускорение цифрового развития компаний во время пандемии
Павел Биленко
Профессор практики МШУ Сколково, партнёр Агентства цифровой трансформации DT Consulting
Покупатели сегодня готовы приобретать, но их предпочтения ограничиваются определенными товарами для дома, продуктами, витаминами, медикаментами и т. д. Все производства, продукция которых перестала пользоваться спросом или показывает постепенное падение, оказались в ситуации, когда им приходится быстро меняться, искать новые ниши, перестраивать свои технологические процессы для производства других продуктов. Это проверка – насколько предприятия гибкие, команды предприятий готовы учиться и использовать новые технологии, методы и подходы.
Например, американская компания Slightly Robot, которая занимается производством фитнес трекеров, рекордно, за семь дней, вывела на рынок новый продукт — умный браслет для борьбы с распространением коронавируса. Браслет вибрирует, когда вы прикасаетесь к лицу, программное обеспечение в вашем смартфоне отмечает, как часто вы тянетесь к лицу руками – предлагает вам прекратить это делать. В пандемии команда компании быстро пересобрала бизнес-процессы, разработала новое программное обеспечение, использовала уже имеющийся опыт, методы, цепочку поставок и, очень важно – разработала маркетинг и бренд "Immutouch". Браслет стоит 50$, его уже раскупили, следующие поставки начнутся не раньше апреля.
В клубе производственников СКОЛКОВО мы наблюдаем, как руководители, которые никогда до этого не занимались производством, например, средств индивидуальной защиты, оставили традиционные продукты, перестроили процессы и стали делать то, что действительно необходимо рынку. Однако, при переводе производства на новые задачи не стоит использовать старые методы. К примеру, ручной труд. Уже сейчас доступны полностью автоматизированные линии по пошиву масок для защиты в Китае максимально без участия человека. Такие линии выпускают быстро перестроившиеся российские производители, к примеру, GRINIK ROBOTICS. Нажал кнопку — получил маски.

Роботизация в цехах

Одна из самых красноречивых фотографий цеха китайского завода была опубликована в начале марта в статье CNBC с говорящим названием "Спешка установки роботов в Китае на фоне вспышки коронавируса". Вернутся ли обратно на свои рабочие места люди, занятые во время карантина роботами?
В 2017 году, организуя модуль СКОЛКОВО EMBA в Китае, я был в Гонконге на складе, где хранились 350 тысяч электросчетчиков. На складе работал только 1 человек, который сидел в операторной и работал с системой управления складом. Все операции по поиску и доставке необходимых деталей делали роботы. Уже три года назад для китайских производств был экономически выгоден такой lights out – безлюдный режим. Сегодня такая способность обеспечить работу завода без участия человека стала условием выживания для всех.
Поэтому здесь и сейчас мы видим значительно возросший интерес со стороны руководителей компаний к таким темам, как бизнес аналитика, робототехника, цифровая логистика. Сегодня можно точно сказать, кто стал ускорителем автоматизации и развития цифровых инструментов на производствах: CEO, CDTO или COVID-19. Пандемия больше оказывает влияние на компании и их цифровую восприимчивость. Мы видим как многие производственники, участники наших программ, общаются по видеосвязи буквально с роботами за спиной — в режиме реального времени интегрируют роботов в цеха: при отсутствии рабочих на производстве, важно всё равно выполнять производственные программы.
Крупные российские компании также ускоряют действия для закрепления на рынке робототехники. К примеру, Сбербанк разработал и запустил прототип робота-дезинфектора. То же самое происходит в логистике и, к примеру, инвентаризации. Процесс цифрового развития компаний, который по факту шел неспешно в прошлые годы, сегодня существенно ускорился. Наши китайские и американские коллеги наиболее подготовлены к этому — на складских пространствах Alibaba Group и Amazon уже давно физическими перемещениями грузов управляют роботы.

Эти изменения приводят к тому, что на производстве либо человек будет управляться и контролироваться алгоритмами и его производительность будет оцениваться искусственным интеллектом в режиме реального времени, либо человек переучится и будет сам создавать этим алгоритмы. На примере трёх заводов (завод «Фольксваген» в Калужской области, Wilo в Ногинске, Festo в Дюссельдорфе), я видел, как много внимания сегодня уделяется переобучению (re-skilling) персонала. Внутри цехов этих заводов организовано пространство, зачастую с прозрачными стенами – для маркетинга ценности постоянного обучения. Внутри этих стеклянных кубов с утра до вечера учатся люди: HR, рабочие, конструкторы, технологи и многие другие.

Заводы вынуждены учить людей переходить от ручного труда к созданию алгоритмов, программ, управлению с помощью роботов. Если сотрудники не готовы меняться, им ещё какое-то время предстоит работать под контролем алгоритмов. Например, на заводах производителя оборудования для автомобилей DENSO в США, с помощью продукта компании Drishti уже несколько лет используют искусственный интеллект для быстрой и точной оценки производительности труда рабочих. Рабочие собирают автокомпоненты, движения их рук записывают видеокамеры, в результате работы машинных алгоритмов программное обеспечение анализирует, кто из десятков рабочих выполняет свою работу быстрее и качественнее и рекомендует отстающим конкретные приёмы и действия. Думаю, не стоит объяснять, что происходит с теми, кто не обращает внимание на эти рекомендации.

Инструкция по переводу производства в цифру

Для производственника необходимо справиться с шоком карантина и физическим отсутствием сотрудников на производстве. Стоит разобраться с тем, что придётся начать работать по новым правилам.

Первым шагом должен быть аудит, оценка цифровой и технологической зрелости. Мы давно рекомендуем сделать это, провести самооценку командам компаний и разработали специально для этого открытую методику оценки цифровой зрелости производственных компаний (ODM3.io).

Далее – важны коммуникации с российскими вендорами и системными интеграторами решений автоматизации. Только в робототехнике сейчас работает более ста компаний – производители, инженерные консультанты, интеграторы.

Важно продолжать обмениваться опытом, смотреть, что сделали другие производства. Из ситуации, когда непонятно, что делать, важно быстро перейти к состоянию — найден партнёр, который имеет решения, к примеру в Big Data, эффективность этих решений уже доказана на деле к примеру, на заводах в Германии, есть референс-лист, есть понимание как решение работает, что сервис делает, каков экономический эффект для предприятия.
Для проектирования – стоит начать перенимать опыт распределенной разработки и управления проектами у команд IT компаний и вооружать конструкторов и технологов инструментами работы в онлайн. Системы управления проектами (Jira), трекеры задач (Asana, Trello), накапливаемые командами базы знаний (Notion, Confluence), библиотеки кода с управлением версионностью (GitLab, GitHub), коммуникации команд (Slack, Zoom) – IT проекты уже давно управляются с помощью систем функциональных инструментов. При этом разработчики работают в разных странах, зачастую и на разных континентах.
Сегодня ничего не мешает организовать разработку и проектирование новых материальных продуктов и изделий так же, как это уже сделано для IT продуктов и сервисов. Многие российские компании это уже сделали, к примеру, команда Карфидов Лаб перевела разработку онлайн — и с удовольствием делится опытом.
Командам компаний особенно важно сегодня быть гибкими, не лениться перенимать опыт. Многих из нас терзает технологическая надменность – когда мы думаем, что лучше нас нет никого, что у нас нет никаких проблем. Сегодня такая позиция максимально губительна для бизнеса. Нужно искать экспертизу и более опытных партнеров, учиться с ними общаться, впитывать опыт других компаний и людей.

Я общаюсь с представителями сотен заводов России, которые продолжают активно работать. Команды этих заводов очень активные, жадные до информации о цифровых решениях, быстро схватывают, обдумывают новые факты и быстро действуют, переходят от выводов к результатам. Это происходит зачастую через численную оценку влияния цифровых инструментов и технологий на реальные цифры производительности, калькуляцию окупаемости. Так делают, к примеру, команды группы компаний Калашников, создавшие системный подход к управлению технологиями и диверсифицировавшие продуктовый портфель для развития в условиях изменения спроса. Весьма активны команды группы компаний ТЕХНОНИКОЛЬ, которые активно изучают и интегрируют в работу технологические решения, позволяющие им развить собственную производительность. Гибкие и быстрые команды компаний и развиваемые ими бизнесы смогут воспользоваться условиями идеального шторма. Мы вдруг вернулись к осмыслению себя во время проверки нашей адаптивности. «Интеллект — это способность адаптироваться к изменениям» (Стивен Хокинг). Пришло время ответить на вопрос – насколько умна построенная вами компания.