Ускорение цифрового развития компаний во время пандемии
Новый тренд для производителей товаров в условиях самоизоляции — глобальное изменение спроса. 31 марта в был опубликован рейтинг аналитической компании Stackline, экспертов розничного рынка Топ-100 с самым быстро растущим и падающим спросом в электронном ритейле в США. На первом месте оказались одноразовые перчатки с ростом на 670%, второе место — хлебопечки, которые хотят приобрести на 652% больше покупателей, чем в марте 2019. Падение спроса – на чемоданы (-77%), фотоаппараты (-64%), купальники (59%), плавки (64%), часы (-49%), ланчбоксы(-50%) солнцезащитные очки и очки для зрения (43%) и многое другое.
Павел Биленко
Профессор практики МШУ Сколково, партнёр Агентства цифровой трансформации DT Consulting
Покупатели сегодня готовы приобретать, но их предпочтения ограничиваются определенными товарами для дома, продуктами, витаминами, медикаментами и т. д. Все производства, продукция которых перестала пользоваться спросом или показывает постепенное падение, оказались в ситуации, когда им приходится быстро меняться, искать новые ниши, перестраивать свои технологические процессы для производства других продуктов. Это проверка – насколько предприятия гибкие, команды предприятий готовы учиться и использовать новые технологии, методы и подходы.
Например, американская компания Slightly Robot, которая занимается производством фитнес трекеров, рекордно, за семь дней, вывела на рынок новый продукт — умный браслет для борьбы с распространением коронавируса. Браслет вибрирует, когда вы прикасаетесь к лицу, программное обеспечение в вашем смартфоне отмечает, как часто вы тянетесь к лицу руками – предлагает вам прекратить это делать. В пандемии команда компании быстро пересобрала бизнес-процессы, разработала новое программное обеспечение, использовала уже имеющийся опыт, методы, цепочку поставок и, очень важно – разработала маркетинг и бренд "Immutouch". Браслет стоит 50$, его уже раскупили, следующие поставки начнутся не раньше апреля.
В клубе производственников СКОЛКОВО мы наблюдаем, как руководители, которые никогда до этого не занимались производством, например, средств индивидуальной защиты, оставили традиционные продукты, перестроили процессы и стали делать то, что действительно необходимо рынку. Однако, при переводе производства на новые задачи не стоит использовать старые методы. К примеру, ручной труд. Уже сейчас доступны полностью автоматизированные линии по пошиву масок для защиты в Китае максимально без участия человека. Такие линии выпускают быстро перестроившиеся российские производители, к примеру, GRINIK ROBOTICS. Нажал кнопку — получил маски.

Роботизация в цехах

Одна из самых красноречивых фотографий цеха китайского завода была опубликована в начале марта в статье CNBC с говорящим названием "Спешка установки роботов в Китае на фоне вспышки коронавируса". Вернутся ли обратно на свои рабочие места люди, занятые во время карантина роботами?
В 2017 году, организуя модуль СКОЛКОВО EMBA в Китае, я был в Гонконге на складе, где хранились 350 тысяч электросчетчиков. На складе работал только 1 человек, который сидел в операторной и работал с системой управления складом. Все операции по поиску и доставке необходимых деталей делали роботы. Уже три года назад для китайских производств был экономически выгоден такой lights out – безлюдный режим. Сегодня такая способность обеспечить работу завода без участия человека стала условием выживания для всех.
Поэтому здесь и сейчас мы видим значительно возросший интерес со стороны руководителей компаний к таким темам, как бизнес аналитика, робототехника, цифровая логистика. Сегодня можно точно сказать, кто стал ускорителем автоматизации и развития цифровых инструментов на производствах: CEO, CDTO или COVID-19. Пандемия больше оказывает влияние на компании и их цифровую восприимчивость. Мы видим как многие производственники, участники наших программ, общаются по видеосвязи буквально с роботами за спиной — в режиме реального времени интегрируют роботов в цеха: при отсутствии рабочих на производстве, важно всё равно выполнять производственные программы.
Крупные российские компании также ускоряют действия для закрепления на рынке робототехники. К примеру, Сбербанк разработал и запустил прототип робота-дезинфектора. То же самое происходит в логистике и, к примеру, инвентаризации. Процесс цифрового развития компаний, который по факту шел неспешно в прошлые годы, сегодня существенно ускорился. Наши китайские и американские коллеги наиболее подготовлены к этому — на складских пространствах Alibaba Group и Amazon уже давно физическими перемещениями грузов управляют роботы.

Эти изменения приводят к тому, что на производстве либо человек будет управляться и контролироваться алгоритмами и его производительность будет оцениваться искусственным интеллектом в режиме реального времени, либо человек переучится и будет сам создавать этим алгоритмы. На примере трёх заводов (завод «Фольксваген» в Калужской области, Wilo в Ногинске, Festo в Дюссельдорфе), я видел, как много внимания сегодня уделяется переобучению (re-skilling) персонала. Внутри цехов этих заводов организовано пространство, зачастую с прозрачными стенами – для маркетинга ценности постоянного обучения. Внутри этих стеклянных кубов с утра до вечера учатся люди: HR, рабочие, конструкторы, технологи и многие другие.

Заводы вынуждены учить людей переходить от ручного труда к созданию алгоритмов, программ, управлению с помощью роботов. Если сотрудники не готовы меняться, им ещё какое-то время предстоит работать под контролем алгоритмов. Например, на заводах производителя оборудования для автомобилей DENSO в США, с помощью продукта компании Drishti уже несколько лет используют искусственный интеллект для быстрой и точной оценки производительности труда рабочих. Рабочие собирают автокомпоненты, движения их рук записывают видеокамеры, в результате работы машинных алгоритмов программное обеспечение анализирует, кто из десятков рабочих выполняет свою работу быстрее и качественнее и рекомендует отстающим конкретные приёмы и действия. Думаю, не стоит объяснять, что происходит с теми, кто не обращает внимание на эти рекомендации.

Инструкция по переводу производства в цифру

Для производственника необходимо справиться с шоком карантина и физическим отсутствием сотрудников на производстве. Стоит разобраться с тем, что придётся начать работать по новым правилам.

Первым шагом должен быть аудит, оценка цифровой и технологической зрелости. Мы давно рекомендуем сделать это, провести самооценку командам компаний и разработали специально для этого открытую методику оценки цифровой зрелости производственных компаний ( ODM3.io).

Далее – важны коммуникации с российскими вендорами и системными интеграторами решений автоматизации. Только в робототехнике сейчас работает более ста компаний – производители, инженерные консультанты, интеграторы.

Важно продолжать обмениваться опытом, смотреть, что сделали другие производства. Из ситуации, когда непонятно, что делать, важно быстро перейти к состоянию — найден партнёр, который имеет решения, к примеру в Big Data, эффективность этих решений уже доказана на деле к примеру, на заводах в Германии, есть референс-лист, есть понимание как решение работает, что сервис делает, каков экономический эффект для предприятия.
Для проектирования – стоит начать перенимать опыт распределенной разработки и управления проектами у команд IT компаний и вооружать конструкторов и технологов инструментами работы в онлайн. Системы управления проектами (Jira), трекеры задач (Asana, Trello), накапливаемые командами базы знаний (Notion, Confluence), библиотеки кода с управлением версионностью (GitLab, GitHub), коммуникации команд (Slack, Zoom) – IT проекты уже давно управляются с помощью систем функциональных инструментов. При этом разработчики работают в разных странах, зачастую и на разных континентах.
Сегодня ничего не мешает организовать разработку и проектирование новых материальных продуктов и изделий так же, как это уже сделано для IT продуктов и сервисов. Многие российские компании это уже сделали, к примеру, команда Карфидов Лаб перевела разработку онлайн — и с удовольствием делится опытом.
Командам компаний особенно важно сегодня быть гибкими, не лениться перенимать опыт. Многих из нас терзает технологическая надменность – когда мы думаем, что лучше нас нет никого, что у нас нет никаких проблем. Сегодня такая позиция максимально губительна для бизнеса. Нужно искать экспертизу и более опытных партнеров, учиться с ними общаться, впитывать опыт других компаний и людей.

Я общаюсь с представителями сотен заводов России, которые продолжают активно работать. Команды этих заводов очень активные, жадные до информации о цифровых решениях, быстро схватывают, обдумывают новые факты и быстро действуют, переходят от выводов к результатам. Это происходит зачастую через численную оценку влияния цифровых инструментов и технологий на реальные цифры производительности, калькуляцию окупаемости. Так делают, к примеру, команды группы компаний Калашников, создавшие системный подход к управлению технологиями и диверсифицировавшие продуктовый портфель для развития в условиях изменения спроса. Весьма активны команды группы компаний ТЕХНОНИКОЛЬ, которые активно изучают и интегрируют в работу технологические решения, позволяющие им развить собственную производительность. Гибкие и быстрые команды компаний и развиваемые ими бизнесы смогут воспользоваться условиями идеального шторма. Мы вдруг вернулись к осмыслению себя во время проверки нашей адаптивности. «Интеллект — это способность адаптироваться к изменениям» (Стивен Хокинг). Пришло время ответить на вопрос – насколько умна построенная вами компания.