Крупные российские компании также ускоряют действия для закрепления на рынке робототехники. К примеру, Сбербанк
разработал и запустил прототип робота-дезинфектора. То же самое происходит в логистике и, к примеру, инвентаризации. Процесс цифрового развития компаний, который по факту шел неспешно в прошлые годы, сегодня существенно ускорился. Наши китайские и американские коллеги наиболее подготовлены к этому — на складских пространствах Alibaba Group и Amazon уже давно физическими перемещениями грузов управляют роботы.
Эти изменения приводят к тому, что на производстве либо человек будет управляться и контролироваться алгоритмами и его производительность будет оцениваться
искусственным интеллектом в режиме реального времени, либо человек переучится и будет сам создавать этим алгоритмы. На примере трёх заводов (завод «Фольксваген» в Калужской области, Wilo в Ногинске, Festo в Дюссельдорфе), я видел, как много внимания сегодня уделяется переобучению (re-skilling) персонала. Внутри цехов этих заводов организовано пространство, зачастую с прозрачными стенами – для маркетинга ценности постоянного обучения. Внутри этих стеклянных кубов с утра до вечера учатся люди: HR, рабочие, конструкторы, технологи и многие другие.
Заводы вынуждены учить людей переходить от ручного труда к созданию алгоритмов, программ, управлению с помощью роботов. Если сотрудники не готовы меняться, им ещё какое-то время предстоит работать под контролем алгоритмов. Например, на заводах производителя оборудования для автомобилей DENSO в США, с помощью
продукта компании Drishti уже несколько лет используют искусственный интеллект для быстрой и точной оценки производительности труда рабочих. Рабочие собирают автокомпоненты, движения их рук записывают видеокамеры, в результате работы машинных алгоритмов программное обеспечение анализирует, кто из десятков рабочих выполняет свою работу быстрее и качественнее и рекомендует отстающим конкретные приёмы и действия. Думаю, не стоит объяснять, что происходит с теми, кто не обращает внимание на эти рекомендации.
Инструкция по переводу производства в цифру
Для производственника необходимо справиться с шоком карантина и физическим отсутствием сотрудников на производстве. Стоит разобраться с тем, что придётся начать работать по новым правилам.
Первым шагом должен быть аудит, оценка цифровой и технологической зрелости. Мы давно рекомендуем сделать это, провести самооценку командам компаний и разработали специально для этого открытую методику оценки цифровой зрелости производственных компаний (
ODM3.io).
Далее – важны коммуникации с российскими вендорами и системными интеграторами решений автоматизации. Только в робототехнике сейчас работает более ста компаний – производители, инженерные консультанты, интеграторы.
Важно продолжать обмениваться опытом, смотреть, что сделали другие производства. Из ситуации, когда непонятно, что делать, важно быстро перейти к состоянию — найден партнёр, который имеет решения, к примеру в Big Data, эффективность этих решений уже доказана на деле к примеру, на заводах в Германии, есть референс-лист, есть понимание как решение работает, что сервис делает, каков экономический эффект для предприятия.