Цифровая трансформация это...

Семинары по цифровой трансформации начинаются со споров экспертов о смысле этого нового явления. Единого мнения нет. В данной статье на понятных примерах объясним разницу между автоматизацией, роботизацией, цифровизацией и цифровой трансформацией. Поехали в цифровой мир.....

Цифровая трансформация бизнеса это массовое внедрение в производственный и бизнес-процесс цифровых технологий, в результате которого кратно повышается эффективность производства и продаж, сокращаются затраты, выпускаемый продукт становится "умным", коммуникация с клиентом - максимально быстрой и индивидуальной. Главными активами компании становятся не станки и кирпичи, а данные и люди, способные этими данными эффективно управлять.

Существует как минимум три направления применения цифровых технологий, каждое из которых может привести бизнес в ситуацию, когда он станет на порядок эффективнее конкурентов и сможет трансформировать не только себя, но и всю отрасль, как это сделал, например, Uber с рынком такси.

1. Цифровая трансформация производства

Задача:
Сделать производственный процесс эффективнее конкурентов минимум в два раза. Значит надо выпускать продукт быстрее в два раза, качественнее и дешевле. Рассмотрим, как это сделать на примере завода металлоконструкций.
Идеи цифровой трансформации завода металлоконструкций:

- быстрая, гибкая и умная система коммуникации с клиентами. Клиент сообщает web-роботу параметры объекта и быстро получает проект с ценой и сроками. Люди рассчитывают только сложные проекты.

- база проектов в облаке, позволяющая использовать удалённых проектировщиков, в перспективе - системы автопроектирования, построенный на искусственном интеллекте.

- умный RFID склад с мгновенной инвентаризацией, а ещё лучше умная система работы с поставщиками, когда они привозят необходимый металл точно в срок.

- люди подключены к цифровой матрице компании с помощью носимых мобильных устройств, они взаимодействуют друг с другом, с роботами и матрицей с помощью быстрых цифровых интерфейсов.

- максимальное применение роботов, которые умеют взаимодействовать друг с другом. Робот сварщик сообщает, что закончил работать роботу-транспортёру. Робот-транспортёр везёт изделие роботу-маляру и потом готовое изделие - на склад.

- абсолютная прозрачность всех бизнес-процессов. Управление заводом со смартфона. Все данные собираются и хранятся в облаке. Их анализирует искусственный интеллект и предлагает менеджерам оптимальные решения.
Вывод:
Новые цифровые технологии позволяют сегодня практически любое производство сделать быстрее, гибче и дешевле в несколько раз. Технологии применяются комплексно. Меняется подход компании к данным. Данные, а не станки, становятся основой бизнес-процесса. На стройке, в банке и на заводе рулят программисты.
СИБУР. Завод будущего.
Big Data, искусственный интеллект, интернет вещей, RFID, гео-позиционирование, виртуальная реальность, мобильная коммуникация людей и устройств - всё это помогает снизить аварийность, повысить качество и эффективность, сократить затраты.

2. Цифровая трансформация продукта

Задача:
добавить в традиционный продукт цифровой компонент и сделать его на этой основе гораздо более привлекательным для покупателей. Настолько привлекательным, что традиционный продукт не может с ним конкурировать.

Перспективные направления цифровой трансформации продуктов:

IoT (Интернет вещей)
Любое бытовое устройство сегодня можно подключить к интернет и далее управлять им удалённо. Для утюга и кофеварки это скорее модная фишка, но для системы отопления домом это уже практически отраслевой стандарт. В ближайшей перспективе все квартиры и дома станут цифровыми. Значит ВСЕ домашние устройства тоже должны быть подключены к интернет для взаимодействия с интернет, умным домом, друг другом и владельцем.

AR & VR & MR (дополненная, виртуальная, смешанная реальность)
Рост числа смартфонов не оставляет шансов не использовать этот мощный инструмент для получения дополнительного контента при наведении камеры на картину в музее, банку кетчупа в магазине или документ в банке. В образовательных продуктах виртуальная реальность переносит учащихся в эпицентр взрыва в шахте или в средневековый город. Ну и подлинные чудеса обещает сплав смешанной реальности и гейм-индустрии.

AI (Искусственный интеллект)
Это распознавание лиц, номеров машин, дорожных знаков, этикеток и логотипов. Потом голоса. Потом обратное взаимодействие - голосовое взаимодействие продукта и его владельца. Сначала примитивное, потом всё более интеллектуальное. А дальше умный пылесос сам решит, что в квартире никого нет, и что пора убрать пыль. Умный замок узнает хозяев квартиры, откроет дверь и расскажет, кто приходил в их отсутствие.

Drones (самоуправляемые устройства: дроны, автомобили, поезда, газонокосилки....)
Основная битва конечно идёт в области летающих дронов и самоуправляемых автомобилей. Техника обогнала законотворчество: устройства уже есть, а правил дорожного и воздушного движение пока нет. Успехи дронов и автоботов вдохновляют производителей всех механизмов, где необходим оператор или водитель (комбайны, экскаваторы, погрузчики ...). Везде можно заменить водителя роботом или существенно снизить нагрузку на человека, применив автопилот. Очень скоро устройства с ручным управлением не смогут конкурировать с самоуправляемыми роботами. Роботы точнее, дешевле и работают круглосуточно.
Вывод:
Практически любой продукт сегодня (кроме сырья) можно сделать умным, подключённым к интернет, интерактивным и самоуправляемым. Цифровой контент делает традиционный продукт намного более привлекательным для потребителя. Ключевой компетенцией становится не классическое производство, а наполнение продукта цифрой. Нам снова нужны программисты. И это тоже цифровая трансформация.
Freightliner Inspiration Truck
Голубые габаритные огни - знак того, что машина на самоуправлении. Специальный красный номер. С мая 2015 года в штате Невада разрешена коммерческая эксплуатация грузовиков без водителя. Daimler накапливает опыт. Дальше масштабирование.

3. Цифровая трансформация продаж

Задача:
Внедрить цифровые технологии в отраслевую практику сбыта таким образом, чтобы потребитель предпочитал цифровую платформу прямой покупке, как это сделал booking.com.

Перспективные направления цифровой трансформации продаж:

Big Data + AI (большие данные плюс искусственный интеллект)
Большинство цифровых сбытовых платформ начинали как агрегаторы товаров и услуг. Дальше происходит накопление данных в облаке, обработка их искусственным интеллектом и очень точная подстройка под желания клиента. Клиент видит то, что хочет купить. И покупает.

Big Data + GPS (большие данные плюс геопозиционирование)
В связи с возрастающей доступностью геопозионирования людей, машин и грузов возникает прекрасная возможность агрегации заказов на основе этой информации. Пока эту возможность реализовали только на рынке такси. Тысячи проектов называют себя грузовым Uber. Кто то из них действительно изменит логистику.

Big Data + Mobile (большие данные плюс мобайл)
Смартфонов всё больше. Возможности смартфонов стремительно развиваются. Смартфоны связаны с соцсетями, почтой и пластиковыми картами. Большой брат знает, что ты любишь и что обычно покупаешь. Значит приходит умная реклама и ломает привычную коммуникацию продавца и покупателя. Уже сейчас можно опознать входящего в магазин по его профилям, поздороваться и сделать предложение, от которого невозможно отказаться. Значит будут новые проекты и новые цифровые сбытовые платформы. Как booking, только в других отраслях.

VR (виртуальная реальность)
Если вы продаёте ещё не построенный дом или нечто крупногабаритное (круизный лайнер), виртуальная реальность поможет погрузиться внутрь и клиент получит намного больше информации и эмоций. Значит, такие сбытовые проекты будут продавать лучше обычных. Значит накопится опыт и будет цифровая платформа, которая представит коттеджный посёлок лучше, чем каталог с картинками.

Blockchain (блокчейн)
Многие сырьевые рынки, и в мире, и у нас в стране, до сих пор под контролем биржевых спекулянтов и посредников. Не шахтёры и не горняки получают основную маржу за уголь и руду. Смартконтракты на продажу сырья - мощный инструмент для изменения этой ситуации. Технология новая и сырая. Очень много вопросов к криптовалютам. Но цель слишком велика. Она манит стартаперов, которые предлагают альтернативные механизмы продаж сырья на блокчейне. Рано или поздно падёт первая отрасль и будет прямая коммуникация между производителем и потребителем сырья и других популярных продуктов.
Вывод:
Блокчейн, VR, GPS, бигдата, искусственный интеллект и многие другие цифровые технологии можно применить в направлении цифровизации отраслевого сбыта. Если применить правильно, получится история Uber или Booking.com или Amazon. То есть отраслевая цифровая платформа, которая будет контролировать к радости и выгоде своего владельца-монополиста большую часть отраслевого сбыта.
VR в продаже недвижимости
Раньше покупатель ездил на осмотр недостроенной квартиры или коттеджа. Теперь визит стал виртуальным, очень впечатляющим. На прощанье - виртуальный макет квартиры, коттеджа или коттеджного посёлка в смартфон и VR футляр в подарок. Дома посмотрит ещё раз. И купит.

Цифровая платформа как основа цифровой трансформации

Слово "платформа" было написано много раз не случайно. Не важно, в каком направлении цифровой трансформации (производство, продукт или сбыт) вы получили кратное преимущество перед конкурентами. Важно им правильно распорядиться в долгосрочной перспективе. И тут всего два варианта: засекретить преимущество, постараться заработать на его основе много денег прямо сейчас или наоборот, дать возможность конкурентам им воспользоваться на выгодных для вас и для них условиях с помощью цифровой платформы. Если секретим, значит конкуренты, которые знают о ваших достижениях, тоже постараются применить у себя нечто аналогичное. И возможно, догонят вас и перегонят. И сами построят цифровую платформу, в которую вам придётся заходить. И наоборот, запуск отраслевой цифровой платформы демотивирует конкурентов внедрять цифру автономно. Это не выгодно. Все, кто далеко ушёл в сторону цифровой платформы рано или поздно сворачивают свой традиционный бизнес (перестают сами строить дома, производить двигатели или доставлять грузы). Они полностью уходят в цифру, забирая с собой значительную часть прибыли отрасли.
Общий вывод:
В ближайшее десятилетие цифровые технологии продолжат своё победное шествие. Будут забыты многие профессии. Все отрасли изменятся кардинально. Причины очевидны: цифры становится больше и она драматически дешевеет. Значит всё больше традиционных производств, продуктов и сбытовых цепочек станут цифровыми. Чем раньше вы поймёте важность и необратимость этого процесса, чем быстрее начнёте искать свой путь в цифровое будущее, тем больше у вас шансов найти достойное место в прекрасном цифровом мире.
Немного про термины

Автоматизация - сегодня её можно рассматривать, как составную часть роботизации и цифровизации. Это станок с ЧПУ, который легко может быть улучшен до функционала робота или включён в управляемую искусственным интеллектом производственную цепочку роботов.

Роботизация - часть цифровизации. Замена роботами наиболее очевидных технологических операций. Но эти роботы решают локальные задачи. Из одних роботов нельзя построить цифровое предприятие, нужна система управления, искусственный интеллект и команда людей, которая будет обеспечивать эффективность.

Цифровизация - локальное внедрение в бизнес процесс одной или нескольких цифровых технологий, которые увеличивают эффективность, но в сумме пока не дают кратного превосходства над конкурентами и значит не позволяют построить отраслевую цифровую платформу.

Цифровая трансформация - массовое внедрение цифровых технологий в производство, продукт и/или сбыт, в результате чего у компании возникает кратный отрыв в эффективности и продажах от конкурентов, на основе которого разрабатывается и становится отраслевым стандартом цифровая платформа. Далее вся отрасль живёт по новым правилам. Догнать цифрового лидера крайне сложно.