Как подготовить документы Раздела 1 "Текущая ситуация и перспективы цифровой трансформации" стратегии цифровой трансформации госкомпании

Делимся практическим опытом разработки стратегий цифровой трансформации госкомпаний:

Общие рекомендации:
  • Изучите стратегию цифровой трансформации вашей отрасли, подготовленную профильным министерством
  • Для компаний холдингов - изучите стратегию цифровой трансформации головной компании
  • Если на рынке есть госкомпании, похожие на вас по основным процессам - советуем пообщаться

Обязательно познакомьтесь с Единым планом по достижению национальных целей развития РФ до 2030 года от 09.01.25
Особенно внимательно - национальные цели: N5 Устойчивая и динамичная экономика; N6 Технологическое лидерство; N7 Цифровая трансформация госуправления, экономики и социальной сферы
Будет правильным ориентироваться на результаты анализа отрасли, представленные профильным министерством. Скорее всего, они для ваших задач будут избыточны и следует удалить не относящуюся к вашей деятельности информацию. Далее необходимо дополнить документ анализом уникальных процессов, важных вашей компании. Дополнительно необходимо исследование применения цифровых технологий цифровыми лидерами отрасли. В конце - итог с перспективой цифрового развития отрасли на 3-5 лет.

Цитата из Методических рекомендаций:
"Первый подраздел содержит перечень направлений анализа цифровой трансформации отрасли и включает изменения в поведении потребителей, изменения в бизнес-моделях игроков отрасли и появление новых онлайн-платформ и цифровых экосистем, изменения в технологических векторах цифровой трансформации, изменения в качестве внешних условий для цифровой трансформации (например: условия финансирования, меры государственной поддержки, образовательные программы)"

Подраздел 1.1.
Результаты анализа цифровой трансформации отрасли

В Методических рекомендациях нет единой методики оценки цифровой зрелости госкомпании, поскольку такая методика имеет много отраслевой специфики. Каждая компания может самостоятельно, или с помощью внешних экспертов разработать методику и провести оценку уровня готовности к цифровой трансформации. При проведении оценки цифровой зрелости рекомендуется обращать внимание на оценки цифровой зрелости отраслей, выполненные соответствующими министерствами и оценки цифровой зрелости купных холдингов. Рекомендуем делить оцениваемые процессы на две части: основные процессы (часто это производство) и вспомогательные (продажи, закупки, логистика, финансы, IT....) итоговая оценка является суммой показателей по отдельным компонентам, разделенной на их число, и с учётом весовых коэффициентов каждого компонента.

Цитата из Методических рекомендаций:
"Оценка цифровой зрелости предусматривает анализ ключевых направлений цифровой трансформации и ключевых элементов базовых корпоративных условий для цифровой трансформации (примерный перечень направлений цифровой трансформации и базовых корпоративных условий приводится в Методических рекомендациях ко второму разделу Стратегии). Оценка цифровой зрелости также включает текущий уровень использования современных цифровых технологий и программного обеспечения для цифровой трансформации"

Примерный перечень подлежащих оценке направлений цифровой трансформации:
  • новая бизнес-модель (нескольких бизнес моделей)
  • развитие дополнительных источников доходов,
  • новые цифровые продукты и услуги,
  • управление взаимоотношениями с потребителями,
  • проектирование и инжиниринг,
  • сервисное обслуживание,
  • эффективность операций,
  • управление цепочками поставок,
  • управление информационной безопасностью,
  • управление кадрами,
  • управление финансами,
  • управление закупками.

Подраздел 1.2.
Результаты оценки цифровой зрелости госкомпании (уровня готовности к цифровой трансформации)

Большинство министерств выпустили планы цифрового развития отраслей, в которых приведён анализ отраслевых вызовов и возможностей цифровой трансформации. Рекомендуется найти и внимательно изучить эти документы. Дополнительным источником информации могут быть планы цифрового развития лидеров вашей отрасли и госкорпораций. Естественно, нельзя просто переписать список отраслевых вызовов и возможностей - их необходимо актуализировать с учётом ваших процессов и ваших планов цифрового развития.

Цитата из Методических рекомендаций:
"Третий подраздел содержит определение ключевых вызовов и возможностей, которые цифровая трансформация создает для повышения конкурентоспособности и развития госкомпании. Ключевые вызовы и возможности учитывают изменения, которые происходят в отрасли за счет цифровой трансформации и влияют на позиции госкомпании на рынке. Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации госкомпании включают также текущий уровень и потенциал роста цифровой зрелости госкомпании относительно лучших российских и международных практик и решений цифровой трансформации как общих для всех отраслей, так и специфичных для отрасли. Конкурентоспособность и развитие госкомпании неразрывно связаны с обеспечением ее операционной и финансовой стабильности как в повседневной деятельности, так и в процессе реализации трансформационных изменений. Потенциал госкомпании по развитию ее киберустойчивости и обеспечению доверия к используемым информационным технологиям, оборудованию и программному обеспечению рекомендуется учесть в данном подразделе"

Подраздел 1.3.
Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации госкомпании

Рекомендуем начинать работу с этим подразделом с актуализации реестра угроз ФСТЭК. Необходимо выбрать из реестра угрозы, которые применимы к вашим процессам, и для каждой определить пороговое значение ущерба и возможный сценарий реализации данной угрозы. Дополнительно необходимо провести анализ вашего ПО в области кибербезопасности (оно должно быть полностью российским для всех компаний), проверить регламенты информационной безопасности и уточнить полномочия ответственных за информационную безопасность компании. Отдельного внимание требует взаимодействие с ГосСопка, НКЦКИ и практика хранения и защиты персональных данных.

Цитата из Методических рекомендаций:
"Определение недопустимых негативных последствий, наступление которых возможно вследствие действий киберзлоумышленников, рекомендуется осуществлять для каждой инициативы цифровой трансформации путем:
  • формулирования крайне нежелательных (недопустимых) негативных последствий для деятельности госкомпании, сопряженных с использованием цифровых технологий и данных;
  • определения порогового значения ущерба (недопустимых негативных последствий), превышение которого сделает невозможным достижение госкомпанией операционных и стратегических целей или приведет к длительному нарушению основной деятельности госкомпании;
  • моделирования возможных сценариев реализации рисков и угроз информационной безопасности, приводящих к недопустимым негативным последствиям;
  • верификации возможности наступления недопустимых негативных последствий при реализации рисков и угроз информационной безопасности, выполняемой практическим путем"

Для госкомпаний, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, определение рисков и угроз информационной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности критической информационной инфраструктуры РФ.

Подраздел 1.4.
Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации

Наши услуги в области цифровой трансформации госкомпаний
Актуализация стратегии цифровой трансформации госкомпании

Актуализация стратегии цифровой трансформации госкомпании

Разработка стратегии цифровой трансформации госкомпании:

Для раздела 1 Анализ цифровой трансформации отрасли
- исследование отраслевого опыта цифровой трансформации
- диагностика цифровой зрелости компании

Для раздела 2 Цели цифровой трансформации госкомпании
- разработка стратегий цифровой трансформации

Для раздела 3 Дорожные карты цифровой трансформации
- разработка дорожных карт цифровой трансформации

Для раздела 4 Кадры для цифровой трансформации
- стратегическая сессия "Корпоративная стратегия цифровой трансформации"

Для раздела 5 Управление цифровой трансформацией
- экспертная поддержка

Для раздела 6 Финансирование цифровой трансформации
- экспертная поддержка
Заказать разработку
Корпоративной стратегии цифровой трансформации
Срок разработки корпоративной стратегии цифровой трансформации от 4 до 12 месяцев.

Корпоративная цифровая стратегия разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями МИНЦИФРЫ, цифровыми инициативами профильных министерств и корпораций, на основе технического задания Заказчика.