Как подготовить документы Раздела 2 "Целевое видение, цели и КПЭ цифровой трансформации" стратегии цифровой трансформации госкомпании

Делимся нашим опытом разработки стратегий цифровой трансформации госкомпаний:

Общие рекомендации:
  • Изучите стратегию цифровой трансформации вашей отрасли, подготовленную профильным министерством
  • Для компаний холдингов - изучите стратегию цифровой трансформации головной компании
  • Если на рынке есть госкомпании, похожие на вас по основным процессам - советуем пообщаться

Обязательно познакомьтесь с Единым планом по достижению национальных целей развития РФ до 2030 года от 09.01.25
Особенно внимательно - национальные цели: N5 Устойчивая и динамичная экономика; N6 Технологическое лидерство; N7 Цифровая трансформация госуправления, экономики и социальной сферы
Целевая бизнес-модель - это основная модель реализации производственных, закупочных, сбытовых и дополнительных процессов на основе применения цифровых технологий, на которую госкомпания перейдёт по итогам реализации стратегии цифровой трансформации. При описании целевой бизнес-модели рекомендуется обращать внимание на содержание подраздела 1.3. "Возможности цифровой трансформации". Не зависимо от отрасли, целевая бизнес-модель должна включать в себя управление основными процессами на основе данных, коммуникацию с клиентами, партнёрами и государством через мобильные приложения и личные кабинеты и активное применение технологий искусственного интеллекта. Всё указанное - в периметре собственной цифровой платформы, во взаимодействии с цифровыми платформами партнёров.

Цитата из Методических рекомендаций:
"Первый подраздел «Целевая бизнес-модель» включает описание целевой бизнес-модели госкомпании в контексте цифровой трансформации (или нескольких бизнес-моделей, если планируется использование более одной модели). При выборе целевой бизнес-модели учитывается текущее состояние и перспективы цифровой трансформации отрасли, уровень цифровой готовности (зрелости) госкомпании, ключевые возможности и вызовы для цифровой трансформации госкомпании".

Подраздел 2.1.
Целевые бизнес-модели

Цели и КПЭ необходимо не только сформулировать, но и выполнить. Каждый показатель далее будет проверяться на этапе внешнего мониторинга реализации стратегии цифровой трансформации. Компания может добавить к списку обязательных КПЭ дополнительные показатели достижения целей цифровой трансформации. Целевые значения всех КПЭ компания рассчитывает самостоятельно, но основе анализа уровня цифровой зрелости компании и уровня развития цифровых лидеров отрасли.

Цитата из Методических рекомендаций:
"Реализация Стратегии должна быть ориентирована на повышение конкурентоспособности госкомпании, отвечать критерию экономической эффективности и включать оценку вклада цифровой трансформации в рост прибыли госкомпании, а также оценку необходимых инвестиций в цифровую трансформацию и оценку их окупаемости, а также должна быть направлена (согласно сфере деятельности госкомпании) на достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474."

Цели стратегии цифровой трансформации декомпозируются в список КПЭ трёх уровней:

Уровень 1 (стратегические КПЭ)
1) Оценка снижения операционных затрат за счет цифровой трансформации;
2) Оценка увеличения EBITDA за счет цифровой трансформации;
3) Оценка снижения капитальных затрат за счет цифровой трансформации;
4) Оценка увеличения выручки за счет цифровой трансформации;
5) Оценка доли выручки от цифровых бизнес-моделей в общей выручке компании.

Уровень 2 (оперативные КПЭ)
6) Доля выручки в цифровых каналах;
7) Доля цифровых продуктов/услуг в выручке;
8) Число активных пользователей цифровых решений (физических лиц);
9) Число активных пользователей цифровых решений (юридических лиц);
10) Доля цифровизированных бизнес-процессов в поддерживающих функциях.

Уровень 3 (вспомогательные КПЭ)
11) Доля облачной серверной мощности;
12) Число активных пользователей API;
13) Доля доменов данных, управляемых в соответствии со стандартом;
14) Доля руководителей, специалистов и служащих, обладающих знаниями в сфере ЦТ;
15) Объем инвестиций в цифровую трансформацию;
16) Доля инвестиций в цифровую трансформацию от общего объема инвестиций;
17) Отношение инвестиций в цифровую трансформацию к выручке;
18) Доля инициатив ЦТ, реализованных с применением ИИ, как ключевой технологии;
19) Доля расходов на закупку российского ПО и связанных с ним работ (услуг) в общем объеме расходов на закупку ПО;
20) Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий;
21) Доля расходов на закупку российской РЭП в общем объеме расходов на закупку РЭП;
22) Увеличение вложений в российскую РЭП, в том числе в телекоммуникационное оборудование и программно-аппаратные комплексы;
23) Объем затрат на исследования и разработки, направленные на создание и развитие передовых и критически важных для отрасли цифровых технологий и решений;
24) Доля затрат на исследования и разработки, направленные на создание и развитие передовых и критически важных для отрасли цифровых технологий и решений;
25) Объем расходов госкомпаний на реализацию инициатив, связанных с созданием, внедрением и применением технологий и решений в сфере искусственного интеллекта.

Подраздел 2.2.
Система целей и КПЭ цифровой трансформации

Дополнительно необходимо представить данные в формате Таблицы 1
"Вклад Стратегии цифровой трансформации госкомпании в достижение целей, задач, показателей эффективности, установленных в государственных документах стратегического планирования"
Госкомпания действует в рамках принятых векторов цифрового развития конкретной отрасли и в целом экономики. Подготовлено много документов федерального, регионального и отраслевого уровней в которых уже определены направления цифрового развития. Основная задача при подготовке данных этого подраздела - разобраться с этими документами и актуализировать их содержание применительно к своим процессам.

Цитата из Методических рекомендаций:
"В третьем подразделе «Стратегические направления развития цифровой трансформации» рекомендуется выбирать стратегические направления цифровой трансформации на базе интегральной оценки по критериям потенциала вклада направления в достижение стратегических целей госкомпании и уровня готовности госкомпании к цифровой трансформации направления. В перечень направлений цифровой трансформации госкомпании рекомендуется включать, в том числе новую бизнес-модель (нескольких бизнес моделей) и/или развитие дополнительных источников доходов, новые цифровые продукты и услуги, управление взаимоотношениями с потребителями, проектирование и инжиниринг, сервисное обслуживание, эффективность операций, управление цепочками поставок, управление информационной безопасностью, управление кадрами, управление финансами, управление закупками. Для защиты информации, подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо использовать сертифицированные ФСБ России средства криптографической защиты информации. При определении стратегических направлений развития госкомпания должна оценить, какие направления государственного регулирования будут применимы к ней в результате цифровой трансформации и учесть это в Стратегии"

Подраздел 2.3.
Стратегические направления развития цифровой трансформации

Все планы цифрового развития госкомпаний предполагают установление сроков их выполнения. Для краткосрочных планов должны быть установлены достаточно конкретные показатели их выполнения. Для среднесрочных планов показатели могут быть с диапазонами вариантов их выполнения. Долгосрочные планы это скорее направление цифрового развития, точные КПЭ здесь применить сложно.

Цитата из Методических рекомендаций:
"В четвертом подразделе «Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации» рекомендуется выделять три горизонта планирования цифровой трансформации:
  • краткосрочный горизонт — примерно 12 месяцев: целевые значения для КПЭ устанавливаются с детализацией по времени на год, КПЭ по импортозамещению устанавливаются на ежеквартальной основе;
  • среднесрочный горизонт — 3–5 лет; целевые значения для КПЭ определяются с детализацией по времени на каждый год;
  • долгосрочный горизонт — 10 лет;
целевое состояние описывается в терминах целей. Каждый следующий горизонт развивает и расширяет ключевые результаты и приоритетные направления цифровой трансформации предыдущего горизонта"

Подраздел 2.4.
Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации

Наши услуги в области цифровой трансформации госкомпаний
Актуализация стратегии цифровой трансформации госкомпании

Актуализация стратегии цифровой трансформации госкомпании

Разработка стратегии цифровой трансформации госкомпании:

Для раздела 1 Анализ цифровой трансформации отрасли
- исследование отраслевого опыта цифровой трансформации
- диагностика цифровой зрелости компании

Для раздела 2 Цели цифровой трансформации госкомпании
- разработка стратегий цифровой трансформации

Для раздела 3 Дорожные карты цифровой трансформации
- разработка дорожных карт цифровой трансформации

Для раздела 4 Кадры для цифровой трансформации
- стратегическая сессия "Корпоративная стратегия цифровой трансформации"

Для раздела 5 Управление цифровой трансформацией
- экспертная поддержка

Для раздела 6 Финансирование цифровой трансформации
- экспертная поддержка
Заказать разработку
Корпоративной стратегии цифровой трансформации
Срок разработки корпоративной стратегии цифровой трансформации от 4 до 12 месяцев.

Корпоративная цифровая стратегия разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями МИНЦИФРЫ, цифровыми инициативами профильных министерств и корпораций, на основе технического задания Заказчика.