Олег Сковородников
Генеральный директор агентства цифровой трансформации DT Consulting
2021 год смело можно будет назвать годом цифровой трансформации госкомпаний России. Минцифры разработало достаточно подробные методические рекомендации, в соответствии с которыми каждая госкомпания обязана в срок до 1 сентября 2021 года разработать стратегию цифровой трансформации на период не менее 3 лет, утвердить её на совете директоров компании, согласовать в профильном министерстве и представить в Минцифру.

Далее Минцифры будет ежеквартально мониторить выполнение стратегии цифровой трансформации и достижение заявленных и согласованных KPI.

Комментарий к Методическим рекомендациям Минцифры по цифровой трансформации госкомпаний

Приложение N 2 к Методическим рекомендациям МИНЦИФРЫ по цифровой трансформации госкомпаний

1. Текущая ситуация и перспективы цифровой трансформации госкомпании
1.1. Результаты анализа цифровой трансформации отрасли;
1.2. Результаты оценки цифровой зрелости госкомпании (уровня готовности к цифровой трансформации);
1.3. Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации;
1.4. Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации.

2. Целевое видение, цели и КПЭ цифровой трансформации госкомпании
2.1. Целевые бизнес-модели;
2.2. Система целей и КПЭ цифровой трансформации;
2.3. Стратегические направления развития цифровой трансформации;
2.4. Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации.

3. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации госкомпании
3.1. Инициативы по внедрению цифровых решений;
3.2. Инициативы по развитию цифровой инфраструктуры;
3.3. Инициативы по развитию поставщиков цифровых решений;
3.4. Организационные мероприятия в рамках цифровой трансформации;
3.5. Мероприятия по импортозамещению;
3.6. Дорожная карта инициатив и мероприятий цифровой трансформации;
3.7. Мероприятия по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации.

4. Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации госкомпании
4.1. Модель цифровых компетенций и кадрового обеспечения цифровой трансформации, оценка потребности в кадрах;
4.2. Обучение цифровым навыкам и развитие компетенций цифровых компетенций сотрудников госкомпании;
4.3. Управление сотрудниками цифровых специальностей;
4.4. Мероприятия по развитию цифровой культуры и культуры информационной безопасности госкомпании.

5. Модель управления цифровой трансформации госкомпании
5.1. Структура управления цифровой трансформацией;
5.2. Система управления результативностью;
5.3. Система управления отдельными инициативами цифровой трансформации;
5.4. Система управления портфелем инициатив;
5.5. Процесс корректировки (обновления) стратегии цифровой трансформации;
5.6. Система обеспечения информационной безопасности.

6. Модель финансирования реализации цифровой трансформации госкомпании
6.1. Экономические эффекты от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях;
6.2. Источники финансирования инициатив и мероприятий стратегии цифровой трансформации;
6.3. Экономическая эффективность реализации стратегии цифровой трансформации;
6.4. Отраслевые и кросс-отраслевые сопоставления инвестиционной активности по цифровой трансформации.

Подробнее о Методических рекомендациях на сайте Минцифры

Комментарий DT Consulting
Олег Сковородников:

Полагаю, всем участникам рынка следует внимательно изучить эти рекомендации, он полезны для компаний всех форм собственности. Документ описывает не только процесс подготовки стратегии цифровой трансформации, но и её внедрение: обеспечение кадрами, финансами, измеримыми KPI. Хорошо проработана схема мониторинга реализации цифровой стратегии. Если все госкомпании разработают и внедрят стратегии цифровой трансформации в соответствии с методикой, у них будут отличные перспективы в новой цифровой экономике.

Раздел 1 Анализ текущей ситуации
Компаниям рекомендовано проанализировать цифровые изменения в своей отрасли, провести диагностику уровня цифрового развития и проанализировать риски и возможности. Под рисками понимаются прежде всего угрозы информационной безопасности. С последним можно поспорить - от действий хакеров не погибла ни одна таксишная компания. Всех их убрал с рынка Uber. Но в целом начать разработку стратегии с анализа и самодиагностики - абсолютно правильная идея, классика стратегического консалтинга.

Раздел 2 Цели цифровой трансформации
Частично здесь прослеживается китайский опыт - определяются горизонты и направления цифрового развития. Но дальше российская специфика - укажите чёткие KPI и мы потом будем контролировать, сколько вы роботов и дронов запустили. Видимо, это стиль госуправления и иначе не бывает. Сложный момент. Цифровые изменения предполагают максимальную гибкость стратегии и тактики. Чёткие KPI эту гибкость ограничивают. 94% успешных стартапов это истории про PIVOT - они отказались от изначальной стратегии развития и нашли новую возможность на рынке.

Раздел 3 Дорожные карты цифровой трансформации
Когда анализ проведён и цели определены, нужны дорожные карты внедрения. Здесь госкомпаниям предоставляется достаточно большая гибкость в планировании своей цифровой тактики. Жаль, что в документе не нашлось места для слов про стартапы, корпоративные венчурные фонды и акселераторы. Мировая практика - активная работа с экосистемой. Наши госкомпании (за исключением Сбера) пока в основном реализуют автономное цифровое развитие.

Раздел 4 Кадры для цифровой трансформации
Как известно, кадры решают всё. Хорошо, что в методических рекомендациях так много места отведено для вопросов компетенций и цифровой культуры. Рекомендуется создавать цифровые комитеты, регулярно обсуждать цифровую повестку на советах директоров, готовить кадры, развивать цифровую культуру. Нет фокуса на исключительную роль гендиректора в цифровой трансформации. Все истории цифрового успеха - это истории про лидеров, которые драйвят цифровые изменения. Если нет поддержки цифровых инициатив от самого главного руководителя - цифровой трансформации не будет.

Раздел 5 Управление цифровой трансформацией
Здесь много разумных рекомендаций об управлении цифровыми изменениями. Большинство из них из классического проектного управления, но с учётом необходимой гибкости. Авторы методики отлично понимают, что застывшая на три года цифровая стратегия лишена смысла и заранее планируют мероприятия по корректировке стратегии. Но заявленные KPI должны быть выполнены и контролю этого процесса уделено много внимания.

Раздел 6 Финансирование цифровой трансформации
Прекрасен план, в котором учтены вопросы финансирования. Государство сейчас предоставляет огромную поддержку в финансировании цифровой трансформации. Запущены много программ с льготами и дотациями. Берите деньги, внедряйте роботов и отчитывайтесь. Но отчитываться на надо не только за факт покупки робота, но и за то, что экономический эффект от его внедрения соответствует запланированному KPI. А лучше - превосходит. Тут финансистам будет, где применить свои таланты.

В качестве вывода:
Налоговая служба РФ и Сбер уже доказали, что российские госкорпорации могут быть мировыми технологическими лидерами. Осталось подтянуть до их уровня остальные госкомпании и это будет очень весомый вклад в развитие экономики России.

Услуги DT Consulting для госкомпаний в области цифровой трансформации
Для раздела 1 Анализ текущей ситуации
- исследование отраслевого опыта цифровой трансформации
- диагностика цифровой зрелости компании

Для раздела 2 Цели цифровой трансформации
- разработка стратегий цифровой трансформации

Для раздела 3 Дорожные карты цифровой трансформации
- разработка дорожных карт цифровой трансформации

Для раздела 4 Кадры для цифровой трансформации
- стратегическая сессия "Корпоративная стратегия цифровой трансформации"

Для раздела 5 Управление цифровой трансформацией
- экспертная поддержка

Для раздела 6 Финансирование цифровой трансформации
- экспертная поддержка