Искусственный интеллект стремительно врывается во все сферы жизни и бизнеса. Это один из главных драйверов технологического развития на ближайшие 10 лет. Давайте подумаем, как его применить для управления отделом продаж.
Что делают сейлзы во всём мире? Они говорят с клиентами по телефону, пишут им письма с предложениями и проводят переговоры лично. Эти три навыка для любого сейлза ключевые, от их прокачки напрямую зависит эффективность продаж. Естественно всё это находится на фундаменте знаний о преимуществах продаваемого продукта и в тесной связи с производством, бухгалтерией и руководством.
Зафиксируем: внешняя коммуникация сейлза это телефон, письма и встречи. Правильная внутренняя коммуникация это прежде всего письма. Если коллеги не отвечают, приходится орать по телефону. Если и это не помогает - идти разбираться лично.
Что делает РОП (руководитель отдела продаж) - он мотивирует сейлзов быть активными, ставит им планы продаж и контролирует их действия: те самые звонки, письма и переговоры.
Как он это делает? Иногда просто слушает, как подчинённый говорит по телефону, иногда ездит с ним на встречи, иногда просит поставить в копию при переписке с потенциальным клиентом. Ну и конечно отчётность из CRM - кто сколько звонил, отсылал, ездил. Это классика жанра, так работает большинство. Давайте рассмотрим интересную альтернативу:
1. Входящие и исходящие телефонные коммуникации с потенциальными клиентами.
Для начала начинаем записывать все разговоры по телефону в облако, разделяем их по видам и по клиентам, привязываем к карточкам компаний в CRM. Всё это делается автоматически, без участия человека. Дальше начинаем разбираться с количественными параметрами - сколько было звонков, кому, какова продолжительность.
Дальше самое интересное - конвертируем аудио в текст и отдаём распечатки телефонных переговоров умному роботу. Робот для начала может сортировать весь архив по простым признакам: говорили люди спокойно или перебивали, сказал сейлз про акцию или забыл, предложил скидку или нет, был мат в тексте или нет. Если сейлзов много, сразу по статистике сортировки телефонных распечаток будет понятно, кто круче всех по телефону продаёт, а кто сливает лиды.
Дальше ещё интереснее - накапливаем большой архив распечаток телефонных разговоров с клиентами, размечаем образцовые переговоры и отдаём это роботу, у которого есть искусственный интеллект. Начинается обучение. Робот начинает оценивать телефонные переговоры и давать рекомендации. Заменить такого робота человеком не реально, разговоров сотни часов в месяц, никто их не будет слушать. А робот спокойно отберёт лучшие и худшие переговоры, и вот их РОП может послушать внимательно. Фактически РОП превращается в некий эталон правильных переговоров, который учит робота. Далее все переговоры сравниваются с эталоном, возникает оценка и робот сам эту оценку сообщает звонившему, мотивируя его быть эффективнее, больше продавать и больше зарабатывать. WIN WIN всем выгодно.
2. Переписка по email и через мессенжеры внешняя и внутренняя.
Тут сразу переходим к роботу с ИИ, который спокойно анализирует всю переписку, оценивает её эффективность и фиксирует сроки выполнения внутренних процедур. Прилетел лид - сейлз поговорил по телефону, отправил заявку на расчёт в отдел производства. Ему должны ответить в определённый срок и качественно. Дальше КП клиенту, опять быстро и качественно, дальше согласование договора. Все шаги фиксируются, складываются в цепочки и в архиве легко можно разобраться, кто помогает сейлзу продавать, а кто сдерживает. Ну и естественно оценивается качество и скорость внешней и внутренней коммуникации самого сейлза.
РОПу остаётся только наблюдать на дашбордах, как работают подчинённые. Он увидит количество коммуникаций, скорость и качество. Главное - увидит динамику этих параметров.
Отдельный бонус для управленцев - постоянная оценка мотивированности сейлза продавать. Если человек выгорает, не тянет, не хочет активно продавать - это сразу скажется на его лексике и активности коммуникаций. ИИ распознает проблему и предупредит. РОП поможет такому менеджеру или предложит расстаться.
3. Коммуникация на переговорах и при общении с покупателями
Здесь тоже есть интересные новости: аудиобейджи. Крепятся на одежде, открыто информируют, что ведётся запись разговора. На серьёзных b2b переговорах сложно представить такой фокус, а вот при массовой работе персонала с розничными покупателями - в самый раз. Например, такой бейдж на халате провизора в аптеке весь день записывает разговоры с покупателями, в конце дня ставится на зарядку, робот распознаёт все диалоги, ставит оценку и сообщает её самому провизору. Руководитель продаж получает сводку за день с информацией, кто здоровается с покупателями, а кто нет, кто предлагает товары по акции, кто нет. Полный контроль.
Если вы подумали, что речевая аналитика и мониторинг почты это фантастика, уточню - нет, это работающие, реальные технологии. Эффективные, доступные и не дорогие. Готовы внедрять? Обращайтесь, будем рады сотрудничеству в пилотных проектах на очень выгодных условиях!