Финальная часть отзыва о книге директора по стратегии Alibaba Group Цзена Мина. Про маркетинг, стратегию и организацию будущего (естественно, цифрового). Сразу предупреждаю, мнение Мина основано на успехе Алибабы. Оно релевантно огромному дефицитному китайскому рынку, который развивался вместе с Алибабой. Оно для цифровых компаний, которые производят цифровой продукт и оно для компаний, во главе которых такие яркие и смелые люди, как Джек Ма (которым повезло не ошибиться и теперь мы изучаем их кейсы).
Итак, маркетинг В2С. Классика жанра - это изучение потребностей аудитории, разработка продукта, далее реклама продукта для целевой аудитории и дистрибуция через магазины. Мин предлагает забыть эту модель (которой до сих пор учат во всех бизнес-школах). Его версия цифрового маркетинга это С2В. Он говорит - не надо ничего делать на склад, всё только по запросу покупателя. Для получения запроса делается виртуальный прототип и отправляется в соцсети. Дальше умный алгоритм, а не умный маркетолог!!! Изучает комменты, лайки и репосты и говорит, какие виды сачков для бабочек будут иметь спрос. Дальше делается витрина правильных сачков для бабочек, собираются заказы от тех, кто лайкал и цифровая платформа быстро производит, а ecom всё это доставляет. Вы спросите где гарантия, что купят - а она берётся из китайской практики. А практика говорит, что покупают. Покупают по простой причине - товар прилично выглядит на картинке, доставляется очень быстро и стоит реально дёшево. Почему дёшево стоит объяснять не буду - это очевидно из модели.
Идём дальше - стратегия. Тут тоже сплошные сюрпризы. Сразу ломается стереотип о том, что китайские стратегии минимум на 50 лет. А вот нет. В общем про любимые китайские и советские пятилетки предлагается сразу забыть. Цифровое окружение крайне динамично и развивается непредсказуемо. Значит нет смысла писать стратегию (все консультанты сразу в обморок падают). Мин предлагает следующее: вместо стратегии компания, точнее, её яркий лидер, формулирует достаточно абстрактное ВИДЕНИЕ. Это некое широкое направление, куда идёт компания. Её дополняют ценности и миссия, как некие правила для тех, кто в этом пути. Дальше самое интересное. Все планы должны быть гибкими. Нормальная ситуация это постоянная корректировка плана под цифровые изменения. Делают эту корректировку простые сотрудники, на обычных рутинных совещаниях, им сверху не указывают. В общем стратегия формируется сама, она динамична и самонастраиваема. Нет единого генерального штаба, в котором сидят великие стратеги и принимают великие решения.
Ну и естественно, обычная организация в таком бизнес-бардаке работать не может. Здесь снова ломка стереотипов - китайцы вопреки своей культуре почитания боссов и старших, своей тяги к конфуцианскому беспрекословному подчинению, всё это отодвигают в сторону. В Таобао вообще полный управленческий беспредел - у людей вместо имён прозвища героев боевиков с соответствующей преимущественно горизонтальной и сильно неформальной коммуникацией. Как только бизнес растёт - его делят на части, чтобы он не закостенел, оставался молодым и бодрым. Нормальная практика - поменять на время всех топменеджеров друг с другом. И ничего не поломалось! Главное, что требуют от людей - постоянно учиться, быть открытым к новым знаниям и экспериментировать.
Возникает вопрос - откуда деньги на этот прекрасный банкет? Так уж вышло, что расцвет Алибабы совпал с расцветом в целом китайской экономики, китайского экспорта и китайского потребительского бума. Рядом у них Япония. Там закат по всем параметрам, и там Алибаба не полетела. Буду рад обсудить, как саму книгу Мина, так и возможные имплементации его идей в реальные бизнесы (пишите на
oleg@dtconsulting.ru). Приятного чтения!