Тони Салдана
Автор: Тони Салдана (Tony Saldanha)
Издательство: Альпина Паблишер, 2020 год
ISBN: 978-5-9614-3859-8
Оригинальное название:
Why Digital Transformations Fail: The Surprising Disciplines of How to Take Off and Stay Ahead, июль 2019

Обзор книги "Почему цифровая трансформация не даёт результата, и что делать, чтобы всё заработало"

Автор обзора:
Олег Сковородников, DT Consulting

Если вы искали практическое пособие по разработке и реализации стратегии цифровой трансформации, написанное практиком с большим опытом, советую изучить книгу Тони Салданы. Я прочитал внимательно и вижу огромную ценность этого материала. Тони более 25 лет проработал в P&G, был глубоко внутри всех процессов цифрового развития и открыто делится этим богатым опытом.

Итак, 5 ступеней цифровой трансформации по мнению автора:

1. Основа
Это просто базовая, качественная цифровизация всех процессов, пока без внедрения прорывных технологий. Если ориентироваться на книгу Технониколи, это их уровень примерно три года назад.

2. Обособленность
В первом подразделении или филиале применена прорывная технология, достигнут 10 кратный рост эффективности/дохода/прибыли по отношению к традиционному процессу. Это примерно ГПН восьмилетней давности, когда они научились на кофе зарабатывать больше, чем на бензине.

3. Частичная синхронизация
На основании успеха первого цифрового прорыва в компании разработан план цифрового развития, делаются активные попытки эффективно применить прорывные цифровые технологии и бизнес-модели в большинстве бизнес-процессов, но эти отдельные цифровые достижения пока не объединены в общую экосистему. Большинство лидеров цифровой трансформации России сейчас на этом этапе.

4. Полная синхронизация
Компания успешно внедрила несколько прорывных цифровых решений и объединила их в общую экосистему. Но достигнутый отличный результат не привёл к продолжению активного цифрового развития. Думаю, это история про Uber, цифровое развитие которого, с продажей их беспилотного проекта, уже не имеет интересной перспективы.

5. Полёт
Это высший пилотаж. Цифровая ДНК. Смысл существования компании в её постоянном цифровом развитии. Тони считает, что этот уровень есть у Apple и Google. Думаю Яндекс и Сбер, с учётом их цифровых достижений, близки к этому состоянию.
В книге Тони приводит методику диагностики, с помощью которой можно определить, на каком уровне цифровой трансформации находится ваша компания. Будем делать из этого консалтинговый продукт. Очень актуально.
Финальный отзыв после прочтения книги:
1. Книгу написал практик-айтишник. 27 лет во главе IT P&G. Тони опровергает тезис о том, что операционные IT-люди могут сами, без внешнего разума реализовать успешную цифровую трансформацию. У него как раз получилось. И об этом книга. Хотя без внешнего разума не обошлось. Тони в целом позитивно отностится к консультантам, много с ними работал. Но его favorite advisers - это люди из венчурных фондов, с которыми он учит правильно дружить. Они вам - идеи и проекты, а корпораты - возможность пилотирования стартапам венчурных фондов. Win-Win.

2. На своих семинарах и курсах про цифровую трансформацию я продвигаю тезис о том, что ЦТ - это история про кратный рост. Тони Салдана ставит вопрос ещё острее - по его мнению, это история про десятикратный рост. В книге даётся методология, как найти точки десятикратного роста в корпорации. Заниматься этим должна, естественно, отделённая от операционки команда развтия. Проекты с потенциалом Х10 надо запускать пачками по 10 штук. Из них: 5 будут убиты, 4 покажут кратный рост, и один - десятикратный.

3. Книга отвечает на вопрос "Почему цифровая трансформация не даёт результата". По мнению Тони, успешные результаты цифровой трансформации демонстрируют 30% проектов. 70% - провалы. Основных причин провалов две:
- недостаток поддержки от высших руководителей
- недостаток настойчивости и дисциплинированности команд цифровой трансформации.

Цитата из книги:
"Цифровая грамотность на разных уровнях руководства компаний представляет огромную проблему, начиная с уровня советов директоров. Менее 20% членов советов директоров обладают адекватной требованиям современного цифрового мира грамотностью".

Соглашусь с автором, обе указанные выше проблемы критичны для проектов цифровой трансформации. Нет недостатка в креативе бизнес-моделей. Нет недостатка в новых технологиях. Недостаток - в цифровой культуре корпораций, в поддержке первых лиц и в дисциплине команд.

В книге есть приложение "Чек лист удивительных практик для запуска цифровой трансформации и удержании лидерства." Надо будет попробовать его применить. Но в тексте чувствуются большие различия условий, в которых ведут бизнес американские и российские компании. Эту методику надо адаптировать. Если вы представитель команды цифровой трансформации крупной компании, и хотите оценить ваши процессы цифровой трансформации с точки зрения идей Тони Салданы - обращайтесь, буду рад таким проектам.
Обзоры других книг о цифровой трансформации:
Услуги DT Consulting в области цифровой трансформации
Анализ текущей ситуации
- исследование отраслевого опыта цифровой трансформации
- диагностика цифровой зрелости компании

Цели цифровой трансформации
- разработка стратегий цифровой трансформации

Дорожные карты цифровой трансформации
- разработка дорожных карт цифровой трансформации

Кадры для цифровой трансформации
- стратегическая сессия "Корпоративная стратегия цифровой трансформации"

Управление цифровой трансформацией
- экспертная поддержка на уровне работы в советах директоров

Финансирование цифровой трансформации
- экспертная поддержка в области получения субсидий на проекты цифровой трансформации