Салим Исмаил
Автор: Салим Исмаил (Salim Ismail)
Издательство: Альпина Паблишер, 2020 год
ISBN: 978-5-9614-2952-7
Оригинальное название:
Exponential Organizations: Why new organizations are ten times better, faster, and cheaper than yours (and what to do about it), октябрь 2014

Обзор книги "Взрывной рост. Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей. И что с этим делать"

Автор обзора:
Олег Сковородников, DT Consulting

Книга "Взрывной рост" Салима Исмаила является логическим продолжением идей Клейтона Кристенсена, которые он сформулировал в "Дилемме инноватора". Кристенсен убедительно и наглядно проиллюстрировал отношение крупных бизнесов к инновациям: в 99% случаев это игнор и хейт. В Дилемме инноватора показано, как нельзя заходить в цифровое будущее. Это справочник ошибок, но без рецепта, как эти ошибки исправить. Ценность идей Салима Исмаила как раз в том, что в его книге подробно написано - как правильно строить компании, нацеленные на взрывной рост. Сегодня в абсолютно большинстве случаев это цифровые компании. Методология Салима Исмаила - это лучшая система построения цифрового лидера. Учебник как создать оргструктуру цифровой трансформации.

Итак, базовых компонентов три:

1. Значимая трансформационная цель
Это ответ на вопрос "Зачем существует ваша компания". Ответ должен быть амбициозным (чтобы заинтересовать массы), экологичным (надо думать про планету и людей) и привлекательным (как для сотрудников, так и для будущих клиентов). В декабре 22 года, после 5 лет обещаний Илон Маск передал первым клиентам долгожданные электрогрузовики Tesla Semi. Он легко мог сделать упор на их трёхкратную топливную эффективность и выгоду от эксплуатации. Он это не сделал. Для него важно, что сегодня дизельные грузовики в Штатах дают 20% всего CO2. И его машины - способ уменьшить выбросы. Он не деньги зарабатывает. Он планету спасает. Это нравится клиентам, это нравится сотрудникам. Это и есть значимая трансформационная цель.

2. Пять внешних факторов (SCALE):
Staff on demand (персонал по требованию)
Community & Croud (фанклубы)
Algoritms (алгоритмы)
Leveraged assets (сторонние активы)
Engagement (вовлечение)

3. Пять внутренних факторов (IDEAS):
Interfaces (интерфейсы)
Dashboards (дашборды(
Experimentation (конвейер экспериментов)
Autonomy (независимость)
Social technologies (социальные технологии)

По мнению Салима Исмаила, для построения успешной экспоненциальной организации не обязательно применять все 10 рекомендаций. Достаточно 6-7. Выбирайте то, что наиболее актуально для вашего бизнеса.
Ниже анализ применимости всех 11 идей книги "Взрывной рост" для практических задач цифровой трансформации:

Значимая трансформационная цель
На мой взгляд, все великие проекты цифровой трансформации, созданные 10-15 лет назад (Uber, Instagram, Airbnb) не сильно думали про то, как спасти планету. Они видели технологические возможности, которые предоставляет цифровой мир. Они ими успешно воспользовались. Но сегодня мир изменился. И он продолжает меняться прямо у нас на глазах. Экологическая и экологичная по отношению к социуму повестка дня сильна, и мало кто может её игнорировать. Скорее я считаю, что все компании, которые сегодня нацелены на любое развитие, должны иметь значимую трансформационную цель. Возможно ли сейчас бурное развитие без обещания сделать планету лучше? Скорее нет, чем да. Оно желательно. Но на одних обещаниях победить рак не строятся формкомпании. Надо бы и в технологию добавить, иначе такие обещальщики оказываются в камере.

Внешние факторы
1. Персонал по требованию

Салим утверждает, что любая попытка построить компанию с потенцией к взрывному росту на основании только внутренних сотрудников - имеет очень маленькие шансы на успех. Мир велик. Люди талантливы. Надо со всеми договариваться и искать лучшее решение привлекая мировой разум. С учётом зарплат спецов по искусственному интеллекту мысль очень привлекательная. И вообще правильная. Но есть культурные и отраслевые традиции. Есть патентное право. В целом, думаю прав Салим. Слишком быстро меняются технологии и всякая попытка полагаться только на внутренний разум действительно обречена. Цифровые лидеры не могут не привлекать лучших в мире специалистов, хотя бы для консультаций и подрядных работ. Сохраняя ключевые компетенции внутри команды.

2. Фанклубы
И взрывной, и цифровой рост предполагают экспоненциальное увеличение клиентской базы. Клиенты идут на новый, уникальный продукт. В 98% случаев, это pivot (изменённый, относительно стартовой версии продукт). И эти изменения надо дошлифовывать с фанатами. Тут для всех работа найдётся: и для адептов, и для евангелистов, и просто для разделяющих ценности. 100% работу с сообществом последователей надо планировать и активно вести. Иначе цифровая эволюция. А нам нужна революция.

3. Алгоритмы
Очевидно, цифровые лидеры работают с огромными данными. Руками и головами эти данные обработать не возможно. Я бы добавил "AI и алгоритмы". Сегодня успех в работе с данными, это прежде всего грамотное внедрение искусственного интеллекта.

4. Сторонние активы
Для многих привычнее идея купить суперкомпьютер, и на его базе реализовать цифровое преимущество. Так было раньше. Сейчас все вычислительные мощности в облаках. Станки и линии по сборке процессоров - в аренде или на субподряде. Хотите своё - пожалуйста, но про взрывной рост и цифровое лидерство скорее всего нужно будет забыть. Исключения есть. Например, производство микрочипов. Но для большинства взрывных бизнесов активы скорее консервируют ситуацию, чем помогают обогнать отрасль в десятки раз

5. Вовлечение
Вот мы и пришли к классическому маркетингу. Салим Исмаил рекомендует купоны и лотереи. Тут можно поспорить. Зачем маркетинг, если мы можем с помощью цифровых технологий создать "небьющееся стекло". Очень долго у Apple не было рекламы, но были длинные очереди покупателей. Никто из лидеров цифровой трансформации не стал лидером благодаря рекламе. Наоборот, многие её долго игнорировали.
Внутренние факторы:
1. Интерфейсы

Исследование, которое проводил Салим Исмаил, показывает, что компании, которые быстро росли, не были в состоянии руками обрабатывать входящий информационный поток. Все они роботизировали эту функцию и нарисовали красивые интерфейсы, с помощью которых мы сейчас вызываем такси и платим за кофе. Я бы добавил, если планируете взрывной рост - подумайте об интерфейсах заранее.

2. Дашборды
Быстрый рост предполагает очень активное управление процессами. Чтобы управлять, их надо видеть. Без дашбордов вы просто не рассмотрите будущий успех и рискуете упустить взрывной рост. Сложнее задачи - прозрачнее управление.

3. Конвейер экспериментов
Тут важен не сам факт экспериментирования, он есть у всех. Важна культура экспериментов. У этой культуры есть два важнейших компонента: финансирование и анализ успеха (или неудачи). Ошибкой будет и недостаточность ресурсов на эксперименты и избыточность. Надо вовремя и правильно закрывать то, что не полетело и не выросло. И направлять ресурс на новые эксперименты.

4. Независимость
Автономность подразделения, которое внедряет инновации, ключевое требование к оргструктуре цифровой трансформации. Но сложилась новая практика: только активное участие CEO обеспечивает успех инноваций. Так что независимость от операционщиков это хорошо и правильно, но без поддержки с самого верха взрывного роста не будет.

5. Социальные технологии
Внутренняя атмосфера компаний, которые находятся на этапе экспоненциального роста, сильно отличается от обстановки в большинстве классических бизнесов. Как правило, люди там более открытые, охотнее делятся информацией и чаще помогают друг другу. Взрыв происходит чаще всего на стыке полномочий и компетенций. Значит надо больше общаться и социальные технологии тут точно помогут.
В качестве итога:
Цифровая трансформация - это история про кратный рост. Идеи Салима Исмаила безусловно, полезны для построения компаний, стремящихся к цифровому лидерству. Но применять их надо после тщательного анализа сложившейся культуры вашей компании, отраслевых практик и ваших целей. В этом случае, результат внедрения будет максимальным. Удачи!
Обзоры других книг о цифровой трансформации:
Услуги DT Consulting в области цифровой трансформации
Анализ текущей ситуации
- исследование отраслевого опыта цифровой трансформации
- диагностика цифровой зрелости компании

Цели цифровой трансформации
- разработка стратегий цифровой трансформации

Дорожные карты цифровой трансформации
- разработка дорожных карт цифровой трансформации

Кадры для цифровой трансформации
- стратегическая сессия "Корпоративная стратегия цифровой трансформации"

Управление цифровой трансформацией
- экспертная поддержка на уровне работы в советах директоров

Финансирование цифровой трансформации
- экспертная поддержка в области получения субсидий на проекты цифровой трансформации